13 февраля 2025 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (далее – СПКФР) принял участие в заседании Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, профориентации, трудоустройства выпускников и взаимодействия организаций высшего образования с работодателями при поддержке Национального агентства развития квалификаций (НАРК), которое состоялось на площадке НИУ Высшая школа экономики (ВШЭ).
Открыла заседание Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Владимировна Харченко. Екатерина Владимировна отметила актуальность повестки дня заседания, поприветствовала присутствующих, остановилась на проблемах финансирования образования, повышении имиджа педагога, преподавателя, на вопросах необходимости создания единого ядра образовательных программ, отметила необходимость систематизации и гармонизации всех участников и этапов образовательного процесса. Особенно важно, как отметала Екатерина Владимировна, соблюдение научно методического подхода в развитии российского образования, участие работодателей в работе ФУМО при разработке и экспертизе образовательных программ.
В рамках круглого стола «Гармонизация содержания профессиональных и образовательных стандартов на основе диалога СПК, ФУМО и профессионального сообщества» обсуждались проблемы взаимодействия СПК, ФУМО и профессионального сообщества. Участники поделились лучшими практиками организации взаимодействия всех участников образования и предложили решения по выявленным проблемам.
СПКФР представляла Маштакеева Диана Каримовна, заместитель Председателя СПКФР, генеральный директор СПКФР. Диана Каримовна поделилась опытом организации взаимодействия СПК, ФУМО и профессионального сообщества на различных этапах образовательного процесса: от разработки образовательной программы до трудоустройства выпускников. СПКФР предлагает образовательным организациям использовать для разработки образовательных программ Матрицу соответствия профессиональных квалификаций и специальностей/профессий СПО, Матрицу соответствия профессиональных квалификаций и образовательных программ ВО, Матрицу соответствия наименований квалификаций, наименований направлений подготовки высшего образования и профессиональных компетенций. Диана Каримовна познакомила присутствующих с экспертной работой СПКФР в области экспертизы и грифования учебно-методических материалов, сделала акцент на важности признания результатов обучения, систем сертификации и оценочных мероприятий, направленных на освоение профессиональных компетенций в области профессиональной деятельности, в независимой оценке квалификации.
В работе Круглого стола приняла участие Телешова Ирина Георгиевна, ученый секретарь ФУМО ВО УГСН 38.00.00 Экономика и управление. Ирина Георгиевна отметила, что осуществляется сотрудничество с СПК, проводятся совместные обсуждения, СПК принимает участие в заседаниях ФУМО. Ирина Георгиевна остановилась на проблемах разработки и реализации образовательных программ с несколькими квалификациями, в частности необходимости институционального закрепления понятий "академической квалификации" и "профессиональной квалификации". «Важно ответить на вопрос: высшее образование удовлетворяет потребности рынка труда и/или готовит специалистов, которые будут развивать рынок, обеспечивая научно-технологический суверенитет, пространственное развитие, повышение уровня жизни населения. Высшее образование в рамках своих возможностей, с одной стороны, должно обеспечить выпускникам первичную занятость на рынке труда, а, с другой стороны, возможность непрерывного повышения квалификации и переподготовки. В свою очередь, в решении этих проблем велика роль и работодателей. В целях гармонизации подходов по аналогии с академическими квалификациями целесообразно говорить о компетентностной модели профессиональной квалификации, в основе которой наравне с профессиональными компетенциями, прописываются именно универсальные и общепрофессиональные компетенции. Такой подход позволит обеспечить сочетание фундаментальной и прикладной подготовки.
По итогам заседания участники приняли резолюцию для дальнейшего применения в своей деятельности.
Ссылка на презентации докладчиков:
https://disk.yandex.ru/d/retmTELdgQr57A