24 - 26 сентября 2024 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка принял участие в мероприятия Всероссийской дискуссионной площадки "Лучшие образовательные практики: расширяем границы" при поддержке Минобрнауки России и Общественной организации «Союз методистов высшего образования», которые прошли в гибридном формате (https://bep.spbstu.ru/) в рамках проекта УНИКО на базе Политехнического университета Петра Великого.
24 - 26 сентября 2024 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка принял участие в мероприятия Всероссийской дискуссионной площадки "Лучшие образовательные практики: расширяем границы" при поддержке Минобрнауки России и Общественной организации «Союз методистов высшего образования», которые прошли в гибридном формате (https://bep.spbstu.ru/) в рамках проекта УНИКО на базе Политехнического университета Петра Великого.
Ведущие эксперты, приглашенные спикеры и участники обсудили новые модели системы высшего образования в России, особенности проектирования образовательных программ с двумя квалификациями, состояние системы независимой оценки квалификаций выпускников, «точки роста» системы оценки надпрофессиональных компетенций студентов и преподавателей, подходы к профессионально-общественной и международной аккредитации образовательных программ, механизмы проектирования и реализации образовательных программ в международном образовательном пространстве.
В программе – спикеры и эксперты круглого стола «Кому и зачем нужна профессионально-общественная аккредитация образовательных программ?» обсуждали развитие института аккредитации образовательных программ. ПОА - для всех вузов, международная аккредитация - для флагманов отрасли, такое мнение высказали ряд экспертов Нацаккредцентр (по мнению Г.Н. Мотовой и О.А. Таниковой). Международная аккредитация способствует решению важной государственной задачи по экспорту образования: привлечению иностранных абитуриентов, открытию филиалов за рубежом, признанию российских дипломов во всем мире.
ПОА представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля (ч. 4 ст. 96 ФЗ-273 об образовании в РФ). Это реальный инструмент сближения вуза и работодателей.
Вопрос финансирования ПОА программ актуальный для всех вузов. В СПбГЭУ, отмечает проректор В.Г. Шубаева, подошли к этому как к мотивационному механизму: отобрали более 10 лучших программ и выделили финансирование на ПОА. В Политехе СПбПУ – 50% из централизованного фонда вуза, 50% - за счет собственных средств подразделения.
Вторым наиболее актуальным вопросом дискуссионной площадки стал вопрос о независимой оценке квалификаций: Независимая оценка квалификаций – миф или реальность?
Это, несомненно, реальность независимой оценки качества образования.
А.А. Факторович (НАРК) осветила результаты пилота в ВО и решения НСПК: подготовлен проект Матрицы соответствия направлений подготовки (специальностей) и профессиональных квалификаций, будет направлен на рассмотрение в ФУМО ВО; предложения по программе ПК для ППС согласованы Минобрнауки России; Методика применения независимой оценки квалификации в высшем образовании рекомендована Минобрнауки России, письмо от 28.06.2023 г. № МН-5/183427; подготовлены также предложения по финансовой модели (носят рекомендательный характер).
На площадке прозвучали позиции работодателей (В.М. Пинаев, АО «НТЦ Россети ФСК ЕЭС»), предлагающих программные комплексы для профессионального экзамена; Е.О. Карлюк, «Северсталь»; представителей вузов (С.С. Чернов, НГТУ; И.М. Шаповалова, СПбГЭУ; Г.С. Соломонова, СВФУ). Для вузов проблемными вопросами являются финансовая модель применения НОК, а также модели сопряжения процедур аттестации – промежуточной, государственной итоговой по программам ВО или итоговой по программам ДПО. На наш взгляд, инструмент НОК эффективен как для подтверждения базовой, основной квалификации и дополнительной профессиональной квалификации – для последующего качественного трудоустройства выпускников, для которых минимизируется адаптивный период и убыстряется карьерный вектор развития по получаемой специальности.
Опыт СВФУ в комплексном применении инструментов национальной системы квалификаций РФ – как в подготовке кадров, так и в развитии кадрового потенциала сотрудников университета на сегодня становится ориентиром в развитии независимой оценки квалификации не только в Республике Саха (Якутия), но и для других регионов России.