A A= A+ Глава МОН высказался о плохой подготовке IT-специалистов в РК

По слова министра образования РК Асхата Аймагамбетова, лицензии на подготовку IT-специалистов имеют более 80 вузов. Однако не все они в одинаковой степени удовлетворяют рынок труда и работодателей, передает ИА «NewTimes.kz».

Вопросы подготовки кадров и цифровизации Аймагамбетов обсудил с главой МЦРИАП Багдатом Мусиным. Одной из основных тем стали вопросы подготовки IT-специалистов. Об этом министр образования написал на своей странице в Facebook:

«Сегодня лицензии на их подготовку имеют более 80 вузов, но, к сожалению, не все они в одинаковой степени удовлетворяют рынок труда и работодателей. Для обеспечения качества важно сотрудничать вместе с отраслевыми специалистами, работодателями.

Мы предложили коллегам несколько направлений для совместной работы.

1. Для того, чтобы у университетов были качественные программы обучения, им нужны профстандарты, которые готовят сами работодатели. Именно на их основе должны быть составлены все образовательные программы. Договорились, что коллеги подключатся к этой работе и будут обеспечивать нас профстандартами. И это должна быть постоянная совместная работа по актуализации профессиональных стандартов.

2. Мы готовы представить все имеющиеся образовательные программы по IT-подготовке, используемые вузами, для анализа и предложений.

Замечания или предложения обязательно будут учтены вузами или даже послужат основанием для профилактического контроля и в случае необходимости – принятия мер вплоть до лишения лицензий. Это более продуктивный подход, который на деле поможет улучшить качество ОП. Введённый нами Реестр образовательных программ как раз позволяет эту идею реализовать.

3. Попросил коллег вплотную приступить к реализации процедуры сертификации выпускников IT-направлений. Когда у выпускника есть диплом, это одно дело, но присвоение квалификации и сертификация специалистов должны стать важнейшим условием для приема на работу.

Соответствующие изменения в законодательство по нашей инициативе уже внедрены, и все возможности для реализации этой идеи имеются. Мы должны прийти к системе, когда не диплом дает возможность для трудоустройства, а наличие квалификации, полученной в сертификационных центрах. Это должны делать сами ассоциации работодателей.

4. Нам важно, чтобы в вузах и колледжах будущих IT-специалистов обучали именно практики с большим опытом работы. Именно поэтому мы из квалтребований практически убрали условие по наличию ученой степени для преподавателей и обязательность того, что они должны быть штатными работниками этих вузов. Это позволит активно привлекать программистов и практиков к преподаванию.

5. Еще одним важным вопросом является развитие IT-школ. Здесь два направления. Первое – это привычные школы, но с углубленным изучением IT. Мы уже открыли в регионах более 25 таких лицеев. Будем их развивать.

Второе – это неформальное образование и такие школы, как Alem, Qwant, Академия «Шаг» и другие. Мы и их хотим активно развивать. Для институциональной поддержки таких школ по нашей инициативе внесены поправки в законодательство, которые теперь позволят осуществлять госзаказ и поддерживать такие школы. Нам нужно, чтобы таких школ было больше.

6. К вузам, которые готовят будущих специалистов по основным направлениям отрасли информационных технологий, будут усилены требования. Мы попросили МЦРИАП и ассоциации активно подключиться к этой работе и дать свои предложения.

7. Ну и, конечно, сама цифровизация. Она стремительно меняет формат работы. Примером может послужить создание в вузах буквально пару лет назад центров обслуживания студентов (ЦОСов), чтобы они по принципу «одного окна» без хождения по деканатам могли получить все выписки, справки, подать документы на общежитие и т.д.

Но уже сегодня это стало практически ненужным, так как теперь стоит задача сделать так, чтобы вся эта информация была на мобильных устройствах. Чтобы студенту вообще не надо было никуда ходить, а получать услуги просто одним кликом из своего смартфона.

Министерство ведет активную работу по цифровизации и сокращению всех процессов. Мы уже отменили бумажные зачетные книжки студентов, магистрантов и докторантов. История учебных достижений обучающихся также ведется только в электронном формате. Вузы начали выдавать цифровые дипломы. Проводится работа по оцифровке исторических данных, и работодатели могут легко проверить подлинность диплома в любой момент одним кликом.

Прием документов в любую организацию образования и получение госуслуг в электронном формате, внедрение облачной бухгалтерии – это приоритетные направления нашей работы.

8. Идет работа по интегрированной образовательной платформе. Мы договорились с МЦРИАП реализовать совместный план по повышению качества образовательных платформ. Платформы должны стать интерактивными, обеспечить адаптивный учебный процесс с геймификацией и персонализацией. Здесь еще есть вопросы.

Мы также поделились своими идеями по развитию онлайн-образования в «эру постпандемии». Хотим мы того или нет, но онлайн-образование будет стремительно развиваться, поэтому нам важно использовать эти тренды.

В целом, мы открыты к новым предложениям и идеям по улучшению автоматизации и цифровизации государственных услуг и повышению качества подготовки кадров», - подчеркнул глава МОН РК.

 

Источник: https://newtimes.kz/obshchestvo/126206-glava-mon-vyskazalsia-o-plokhoi-podgotovke-it-spetsialistov-v-rk

 


Новости ЦОК