A A= A+ Как бороться с «дезертирами из будущего»

23-24 марта в Москве в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации прошла Международная научно-методическая конференция «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020». В мероприятии приняли участие представители более 100 вузов из России, Казахстана и Украины, более чем 70 компаний-работодателей, а также гости из Германии, Франции, США и Италии.

23-24 марта в Москве в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации прошла Международная научно-методическая конференция «Smart-технологии в образовании: портрет выпускника 2020». В мероприятии приняли участие представители более 100 вузов из России, Казахстана и Украины, более чем 70 компаний-работодателей, а также гости из Германии, Франции, США и Италии.

Открывая форум, Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета, сразу предупредил собравшихся, что основная тема мероприятия содержится во второй части его названия. По словам главы вуза, сегодня наиболее актуальные вопросы, стоящие перед сферой образования, связаны с требованиями, которые предъявляются к выпускникам рынком труда в условиях меняющейся конъюнктуры.

Топы на букву «А»

Акцент он, естественно (учитывая профиль вверенного учреждения), сделал на финансово-экономическом образовании. «Российский финансовый рынок – на 90% банковский. И нас, конечно, не могут не волновать серьезные коренные изменения, происходящие в банковском секторе, те новые тенденции, которые связаны с современными финансовыми технологиями. Можно сказать, что сегодня основные доходы банкам приносят три «сотрудника», фамилии которых – Айфон, Айпад и Андроид. Резко сокращается количество банковских отделений, все меньше становится физического контакта банков и клиентов, происходит переход на удаленное обслуживание», – сказал Михаил Эскиндаров.

Он привел пример Великобритании, где ежедневно сокращается одно отделение банка, и напомнил, что недавно руководство Сбербанка спрогнозировало подобные перспективы и для России. Все это приведет к массовому высвобождению на рынке труда сотрудников банков, на специальности которых упадет спрос. «При этом рынку потребуются другие специалисты, с иными знаниями и навыками – отличными от тех, которые вузы давали раньше. Высшая финансовая школ должна более гибко реагировать на требования работодателей, искать способы изменить учебный процесс таким образом, чтобы выпускать из своих стен конкурентоспособных молодых специалистов. Достичь этого, по словам Михаила Эскиндарова, можно путем межкафедрального и межвузовского взаимодействия, в рамках которого студенты будут получать возможность получать более широкий спектр образования, выходящий за рамки одного направления, осваивать не только свою основную специальность, но и смежные.

Кстати, выступавший несколько позднее гость конференции – нобелевский лауреат по экономике 2016 года Бенгт Роберт Хольмстрем, профессор экономики Массачусетского технологического института (в рамках конференции также состоялась его двухчасовая лекция), рассказал об опыте горизонтальной межвузовской и межотраслевой интеграции в США. По его словам, американская система высшего профессионального образования основана на саморегулировании, при этом вузы не ждут директивы сверху, а профессора сами формируют учебные программы, отвечают за их наполнение. При этом в США очень высокий уровень академической мобильности. По мнению нобелевского лауреата, такая система работает «мощно». «Хотя, возможно, и не идеально», – добавил он, заметив, что идеальных систем в мировой практике нет.

По словам Михаила Эскиндарова, Финансовый университет сейчас очень активно ищет партнеров для создания системы сетевого взаимодействия. «У нас завершаются переговоры с Московским институтом стали и сплавов (МИСиС) относительно создания совместной обучающей программы. Ведется работа с рядом крупнейших банков – Сбербанком, Альфа-банком, Росельхозбанком и др. по учреждению магистерской программы по финтеху. С Росфинмониторингом и Дипломатической академией МИД РФ мы взаимодействуем по линии создания сетевого университета подготовки кадров», – рассказал Михаил Эскиндаров.

Силы и задачи

Александр Шохин, председатель Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), порадовался присутствию в зале большого количества молодежи. «Хорошо, что молодых людей интересует, что будет с ними завтра», – отметил он.

Затем Александр Шохин напомнил, что сегодня перед бизнесом руководством страны поставлены очень непростые задачи. «Президент Владимир Путин, как вы знаете, дал поручение повысить темпы экономического роста на рубеже 2019-2020 годов до уровня не ниже мировых показателей. В последнее время прогнозы МВФ и Всемирного банка улучшаются и говорят, что мировая экономика будет расти в среднем на 3,5% в год. Это значит, что России предстоит достичь уровня 3,5-4%. Задача очень амбициозная, с учетом того, что инерционный сценарий развития показывает, что мы будем в ближайшие годы расти не выше 1-2% в год. А те 2%, на которые рассчитывает российское правительство в этом году – это эффект «низкой базы», – заметил президент РСПП. Без серьезных реформ в области подготовки кадров, повышения производительности труда и деловой активности рассчитывать на более динамичный рост, по его словам, бесполезно. При этом он указал на наличие обстоятельств «непреодолимой силы». Таких, как демографическая яма, резкое сокращение возможности привлечения иностранной рабочей силы и большой процент занятых в «серой» экономике. Он привел экспертные данные, согласно которым до 15 млн человек в России частично или полностью получают заработную плату «в конвертах».

В своем докладе Александр Шохин также коснулся темы национальной системы квалификаций, которая, возможно, является спасительным для будущего российской экономики мостом между сферой профобразования и рынком труда. «Сейчас мы уже постепенно вкатились в первый этап реформы, который посвящен разработке профстандартов и их сопряжению с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), и уже перешли ко второму этапу – созданию сети центров независимой оценки квалификации (ЦОК)», – рассказал глава крупнейшего в России объединения работодателей. При этом он заметил, что в области финансового рынка эта работа идет наиболее успешно. «Очень активно работает Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. Уже принято 30 отраслевых и межотраслевых профстандартов. По большинству из них уже разработаны наименования квалификаций и квалификационные требования для проведения профессионального экзамена. 14 ФГОС сопряжены с профстандартами. Ведется работа над созданием отраслевой рамки финансового рынка», – перечислил некоторые достижения коллег Александр Шохин. По его словам, СПК ФР функционирует в отличном от большинства отраслевых советов режиме – в виде специально созданного юрлица, в который входит дюжина профессиональных объединений. «На мой взгляд этот опыт является успешным. Возможно мы будем его тиражировать, так как многие отраслевые СПК оказались маломощными», – сообщил Шохин.

Чуть позднее тему профквалификаций продолжил Александр Мурычев, председатель СПКФР, исполнительный вице-президент РСПП. Но начал он свой доклад с сообщения о запуске Всероссийского конкурса профессионального мастерства специалистов финансового рынка FinSkills Russia (FSR). Целью акции является популяризация современных финансовых профессий, привлечение внимания органов власти, бизнес-сообщества к решению стратегических задач в сфере отраслевого профобразования.

Между тем, основная тема выступления Александра Мурычева звучала так: «Формирование рамки квалификаций в финансовой сфере – основа качественной подготовки выпускников». По словам председателя СПК ФР, по мере развития системы оценки квалификации приходится сталкиваться с массой нерешенных вопросов. В частности, отсутствует полноценная нормативно-правовая база для мониторинга рынка. «Я имею ввиду формирование справочника востребованных и перспективных профессий. В законодательстве отсутствуют требования обязательного участия представителей рынка в процессе соответствующего мониторинга и оценки. И как следствие, мы не видим целостности требований, предъявляемых рынком труда. В меру возможностей СПК ФР мы занимаемся этим сами, но необходимо более активное участие государственных институтов и работодателей, чтобы картина была максимально объективной», – сказал Александр Мурычев.

Также необходимо нормативное закрепление необходимости согласования проектов профессиональных стандартов на стадии разработки со стороны центральных органов исполнительной власти и федеральных учебно-методических объединений (ФУМО). «Сейчас у федеральных структур на законодательном уровне такой обязанности нет», – продолжил выступающий. Также, по его словам, сегодня на рынке наблюдается тенденция чрезмерного обобщения знаний и умений в ФГОС, что мешает их сопряжению с профессиональными стандартами. При этом он согласился с высказанным чуть ранее представителем Минобрнауки тезисом (будет приведен ниже), что полная имплементация профессиональных требований в образовательные стандарты и образовательные программы на уровне высшей школы – это не совсем логично.

Также Александр Мурычев подверг критике положение законодателства, согласно которому проводить профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ сегодня могут любые профессиональные объединения. «Причем вне зависимости от их участия в комплексном процессе построения национальной системы профквалификаций. На мой взгляд, это очень негативно отражается на качестве образовательных программ и их гармонизации с профстандартами», – отметил Александр Мурычев.

Тему продолжил Александр Лейбович, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития квалификаций». По его словам, профстандарт – это сигнал работодателя о том, чего он ждет от вузов, и который должен быть услышан. Однако при этом он призвал более пристальное внимание уделять совершенствованию и актуализации системы квалификаций. «Мы должны сделать так, чтобы рынок заговорил на языке квалификаций. И этот язык должен быть переведен в систему статистики и аналитики. Если нам, к примеру, нужно на 15% больше (или меньше работников) в сфере строительства, то для системы образования, подготовки кадров это ничего не означает – до тех пор, пока мы не трансформируем эту заявку в систему квалификаций. Увидеть сегменты рынка труда в целом. То есть создать то, что мы называем отраслевые квалификационные рамки. Ответить на простые вопросы – сколько профстандартов должно быть, сколько квалификаций, какими они должны быть, почему именно они? Это среднесрочная задача, которую нужно решить», – сказал Александр Лейбович.

В рамках конференции также состоялось общее собрание членов ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций». Эта структура является уполномоченной организацией СПКФР. На собрании были рассмотрены результаты работы СПКФР за 2016 год и планы работы на 2017-2019 годы. С соответствующим докладом выступила Диана Маштакеева, генеральный директор ассоциации. В состав этой организации также было принято несколько новых членов, после чего председательствующий на собрании Александр Мурычев объявил, что число входящих в ассоциацию ЦОК достигло круглой цифры – 100.

Теория, практика, адаптация и революция

Сергей Пилипенко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, также выделил работу СПКФР среди всех других отраслевых советов по профессиональным квалификациям. По словам чиновника, на финансовом рынке конструктивный диалог между работодателями и сферой образования в целом уже налажен. «Следующая фаза – тонкая настройка, доработка нюансов и деталей», – сказал он.

Он также дал характеристику «трем китам», на которых будет базироваться концепция «выпускник 2020». «Первый – это фундаментальная подготовка. Причем мы должны включить в этот понятие не только основы, скажем, математики, но и основы профессиональной этики. То есть молодой специалист должен понимать, во имя чего работает, как он будет соотносить свою деятельность с интересами окружающих», – отметил Сергей Пилипенко.

Вторая основа, по его словам, – практикоориентированность. В этой части требования профсообщества к образованию особенно актуальны. «При этом мы должны учитывать, что высшее образование, по сравнению со средним, не может и не должно готовить людей исключительно под выполнение определенных конкретных задач, поставленных профстандартом. Поскольку профстандарт фиксирует текущее состояние той или иной отрасли, а наша задача в системе высшей школы – формировать специалиста будущего», – продолжил представитель Минобрнауки.

И, наконец, третий «кит» – это способность выпускника вуза к адаптации. Обладая фундаментальными знаниями и практическими навыками он должен уметь ориентироваться на рынке труда – выбирать рабочее место, соответствующее своим компетенциям и профессиональному уровню, прогнозировать траекторию карьерного развития», – Сергей Пилипенко.

За СПКФР закреплено 29 профессиональных стандартов. В разработке находится 18. Открыты представительства в Южном, Северокавказском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Аккредитовано 12 центров оценки квалификаций (ЦОК). Описано 58 квалификаций. Разработано 53 комплекта оценочных средств. 16 образовательных программ прошли процедуру профессиональной общественной аккредитации (ПОА). Подготовлено в целом больше 200 экспертов для ЦОК и ПОА, более 100 из них – уже получили аккредитацию.

В свою очередь, Нелли Розина, первый проректор по учебной и методической работе Финансового университета, рассказала о «непрерывной революции», которая происходит в сфере высшего образования в последние годы. «Данные ряда международных исследовательских агентств говорят о том, что вузы сегодня из относительно защищенных от внешних воздействий островков академизма превращаются в феномен, подверженный непрерывной революции. Эта революция, по ее словам, выражается «во взрывном характере массовости высшего образования в последние 20 лет», в росте значимости рейтингов образовательных программ, в развитии академической мобильности студентов и преподавателей, в массовом внедрении информационно-коммуникационных технологий, в росте неудовлетворенности потребителей кадров этими самыми кадрами и пр. Это сопровождается проблемами самой российской высшей школы – старением профессорско-преподавательского состава (ППС), бюрократизацией его работы, отрывом ППС от реального сектора экономики, ростом числа частично занятых преподавателей и т. п.

Тему «революции» поддержал Марко Ричери, почетный доктор Института Европы РАН, генеральный секретарь Института политических, экономических и социальных исследований (EURISPES), Италия. «С чем сталкивается сегодня студент? С долгосрочной революцией, с новым сценарием предложения моделей и возможностей, которые предлагает им университет, чтобы они были адаптированы к новым вызовам рынка. Во всей Европе работодатели просят сотрудников быть гибкими в плане выполняемой работы. Однако гибкость сейчас требуется и от самих работодателей. В первую очередь, в плане построения организационных моделей компаний. Если раньше эти модели были в основном вертикальными, то сейчас становятся актуальными горизонтальные схемы, когда многие функции вынесены за рамки главных офисов» - рассказал Марко Ричери. Он привел заключение одного из исследований рыка труда, согласно которому в несоответствии предложения и спроса рынке труда оказались в большей виноваты не образование и выпускники, а работодатели. «Мы, в частности, проанализировали реноме, которые выкладывали студенты в интернете на порталах вакансий. Большинство были составлены вполне реалистично и грамотно. При этом мы обнаружили, что компании, которые ищут сотрудников, очень плохо формулируют свои ожидания», – продолжил итальянский профессор.

Глобальные процессы, по словам Марко Ричери, меняют все этические и культурные ценности, все опоры в современном обществе. «Мы страдаем от того, что кто-то гонится за быстрой прибылью, того, что многие эксперты называют «дезертирством из будущего». Между тем, каждый этап новой технологической революции нужно начинать с построения приблизительного плана на перспективу. Вузам необходимо то, что у вас называется «мудрость» (это слово Марко Ричери сказал по-русски, прим ред.), когда мы задумываемся над смыслом своих действий, поощряя при этом креативность и творчество», – сказал он.

Переходя от глобальных проблем к рынку труда в финансовой сфере Марко Ричери рассказал, что Италия сейчас столкнулась с серьезной проблемой безработицы банковских специалистов, количество нетрудоустроенных в этой сфере составляет более 60 тыс. человек. «Причем планируются дальнейшие сокращения – до 140 тыс. банковских служащих. Нелегкие времена!», – воскликнул итальянский профессор. – А что такое банки будущего? Мы многого не знаем сейчас. В Ирландии, к примеру, банки достигли соглашения проводить большую часть операций кредитования через Фейсбук».

Finversia.ru, 26 марта 2017 года


Новости ЦОК