A A= A+ Экспертная дискуссия СПКФР в рамках III форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который состоялся на площадке Северо-Восточного федерального университет имени М.К. Аммосова

29 марта 2024 года СПКФР в рамках III форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России», который состоялся на площадке Северо-Восточного федерального университет имени М.К. Аммосова провел Экспертную дискуссию «ПРИОРИТЕТЫ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: ИНСТРУМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ»

Экспертная дискуссия стала продолжением Круглого стола «Качество подготовки кадров как императив доверия», концептуальные идеи которого сформулированы в кейсах СВФУ, направленных на системные изменения в подготовке выпускников. Решение проблемы качества образования как императива доверия к вузу видится в согласовании и синхронизации понятий академической и профессиональной квалификаций, потребностей рынка труда, социально-экономических запросов и условий для формирования профессионалов нового поколения в университете.

Модератор:

Диана Маштакеева, заместитель председателя СПКФР, член правления РСПП

Сомодератор:

Герасим Павлов, проректор по экономике и инфраструктуре СВФУ

В дискуссии участвовали:

Алла Факторович, заместитель генерального директора НАРК - онлайн

Ольга Лоцманова, заместитель генерального директора АНО «НАРК» - онлайн

Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание» - онлайн

Светлана Горюшинская, председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения

Герасим Павлов, проректор по экономике и инфраструктуре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, руководитель регионального представительства Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР), Координационного совета СПКФР по региональному развитию

Алексей Голиков, проректор по образовательной деятельности Северо- Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Ирина Телешова, заместитель декана по учебно-методической работе экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - онлайн

Магдалена Гаете, заведующая учебно-проектной лабораторией «Управление репутацией в образовании» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге - онлайн

Михаил Кривопал, проректор по дополнительному образованию Дальневосточного федерального университета

Рамиля Касимова, заместитель руководителя методического сектора ассесмент-центра Университета Иннополис

Анастасия Русакова, генеральный директор Ассоциации «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров», руководитель комиссии СПКФР

Ирина Тараненко, заместитель генерального директора СПКФР по независимой оценке качества образования

Елена Переверзева, ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям в сфере управления и права

Валерия Иванова, директор Алтайского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, руководитель регионального представительства СПКФР в Алтайском крае

Алмаз Галимов, заместитель директора Института психологии и образования Казанского федерального университета, генеральный секретарь Международной Корчаковской Ассоциации –онлайн

Вероника Шубаева, проректор по образовательной деятельности Санкт- Петербургского государственного экономического университета – онлайн или заочно

Елена Суханова, директор Института образования, заместитель проректора по образовательной деятельности Томского государственного университета – онлайн

Алексей Шубинкин, руководитель Центра развития кадрового потенциала Казанского федерального университета

Юрий Шляго, руководитель Центра развития независимой оценки квалификаций и сетевых форм обучения Санкт-Петербургского государственного технологического института – заочно

Сергей Черепанов, руководитель Проектного офиса Тюменского государственного университета – онлайн

Андрей Новосельцев, директор по образовательным проектам АО «Национальные квалификации» - онлайн

Алексей Талан, заместитель генерального директора компании Актру

Олег Ширинян, директор ННОУ ДПО «Учебно-производственный центр подготовки персонала энергетики»

Николай Гоголев, директор медицинского института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Анна Набережная, директор финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Николай Тимофеев, заведующий кафедрой недропользования геолого- разведочного факультета СВФУ имени М.К. Аммосова

Галина Соломонова, руководитель центра развития квалификаций (проектный офис) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Альбина Кириллина, руководитель организационно-методического центра по развитию профессиональных компетенций Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Темы для обсуждения:

  • проектные решения в обеспечении возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций;
  • федеральная повестка в подготовке кадров с портфелем компетенций и квалификаций: проблематизация и академические возможности в реализации ИОТ в университетах;
  • результаты обучения и доверие общества к высшему образованию;
  • детерминанты доверия в высшем образовании;
  • доверие как основа интеграции университетов и работодателей в усилении практико-ориентированной направленности в подготовке кадров.

Алла Аркадьевна Факторович обобщила опыт внедрения инструментов НСК в системе высшего образования России, затронула вопросы получения нескольких квалификаций в рамках реализации одной образовательной программы, обратила внимание на сложившуюся структуру рынка труда в России и ответила на ряд вопросов, поставленных Телешовой И.Г.

Ирина Георгиевна Телешова представила доклад на тему «Образовательные программы с несколькими квалификациями: потенциал и риски реализации», в ходе которого провела сопоставление академических и профессиональных квалификаций, обратила внимание на важность получения фундаментального образования в рамках реализации программ высшего образования.

Андрей Новосельцев, директор по образовательным проектам АО «Национальные квалификации» познакомил присутствующих с разработанным автоматизированным программным комплексом «Качество образования», позволяющим разработать образовательные программы с учетом требований профессиональных стандартов и обеспечивающие освоение обучающимися профессиональных квалификаций, востребованных на рынке труда.

В ходе дискуссии были рассмотрены достижения по развитию инструментов НСК в системе образования и рынка труда представителями вузов из разных регионов России.

По итогам мероприятий были внесены предложения в проект Резолюции Форума «Университеты и развитие геостратегических территорий» 28- 29 марта 2024 г., Якутск

Работодателям: принять к сведению кейсы СВФУ по усилению взаимодействия с работодателями, квалификационному подходу к подготовке выпускника, рассмотреть возможность признания результатов практики / стажировки как опыта практической деятельности

СВФУ: рекомендовать масштабирование кейсов МИ, ГРФ, ФТИ в учебные подразделения

Работодателям и их объединениям: усилить взаимодействие с образовательными организациями и участие в разработке и реализации образовательных программ; усилить участие в развитии экспертного потенциала региона (эксперты НОК и ПОА); принять во внимание формирование в регионе мультицентра по НОК под эгидой СПКФР.

Отраслевым министерствам: включить в план работы взаимодействие с центрами оценки квалификаций по организации сопряжения промежуточной / государственной аттестации с НОК.

СВФУ: расширять практику внедрения механизмов внешней оценки качества образовательных результатов обучающихся и образовательных программ (сопряжение аттестации с НОК, ПОА ОПОП и ДПП); усилить координационную работу с вузами и СПО по масштабированию кейса университета по интеграции инструментов НСК

Отраслевым Советам по профессиональным квалификациям: содействовать вузам в определении уровней квалификации подготавливаемых специалистов: расширение практики использования подуровней системы квалификаций, более точно позволяющих охарактеризовать требования к будущим специалистам по направлениям подготовки; в запуске процедуры экспертизы средств обучения на соответствие требованиям профессиональных стандартов; внести на рассмотрение Минобрнауки РФ предложение об учете сопряжения ПА / ГИА – НОК как механизма подтверждения  освоения основной и дополнительной (ых) профессиональной(ых) квалификации(ий).

С материалами Дневника Форума Вы можете ознакомиться по ссылке:

https://rutube.ru/video/private/c6cdee93a321d7e0d1ba4ed969dc5610/?p=hjajS8pX-K5lK3-GvVOiIw

Фотографии с пленарной сессии доступны по ссылке:

https://www.s-vfu.ru/photos/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=7811

видеоматериалы: https://drive.google.com/drive/folders/11ii_2XV2Mtu6SAQhkXLHN0gwJmweKSei?usp=sharing


Новости ЦОК