29–31 августа 2022 года
состоялось 6 и 7 заседание отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги».
В работе заседания рабочей группы приняли участие:
Руководитель рабочей группы:
1. МОИСЕЕВ Алексей Владимирович, заместитель Министра, Министерство финансов Российской Федерации;
Соруководитель рабочей группы:
2. ЧЕБЕСКОВ Иван Александрович, Директор Департамента финансовой политики, Министерство финансов Российской Федерации;
Члены отраслевой рабочей группы:
3. ФРОЛОВ Дмитрий Леонидович, Заместитель начальника отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики, Министерство финансов Российской Федерации;
4. АФОНИН Андрей Юрьевич, Директор Университета Банк России;
5. МАШТАКЕЕВА Диана Каримовна, Член Правления РСПП, заместитель Председателя СПКФР, генеральный директор Ассоциации «СПКФР» Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка;
6. ТЕЛЕШОВА Ирина Георгиевна, Заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ученый секретарь ФУМО в области экономики и управления, Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление;
7. КАМЕНЕВА Екатерина Анатольевна, Проректор по учебной и методической работе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», руководитель секции «Финансы» Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление;
8. САМОШИН Алексей Александрович, Директор по страховым и информационным технологиям, Всероссийский союз страховщиков;
9. ЕМЕЛИН Андрей Викторович, Председатель Некоммерческое партнерство «Национальный совет финансового рынка»;
10. УВАРОВ Вадим Александрович, Директор Департамента информационной безопасности Банк России;
11. ГРИШИН Дмитрий Владимирович, Директор по инновациям, ПАО «Банк УРАЛСИБ»;
12. КНЯЖЕВ Максим Владимирович, Начальник управления, вице-президент Департамента операционной модели цифрового развития, ПАО «Банк ВТБ».
Предметом обсуждения были проекты Дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, разработанные образовательными организациями высшего образования в рамках реализации проекта «Цифровые кафедры». Проект «Цифровые кафедры» — это новый совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который направлен на создание возможностей для повышения квалификации и получения новой профессии в сфере информационных технологий.
Благодаря данному проекту студенты смогут получить новые компетенции в области информационных технологий благодаря дополнительным профессиональным программам / программам профессиональной переподготовки IT-профиля (далее – ДПП ПП), которые будут разработаны совместно с индустриальными партнерами и отраслевыми экспертами.
Проект «Цифровые кафедры» реализуется в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Программы ДПП ПП разрабатываются с целью включения цифровых компетенций в программы переподготовки специалистов финансовой отрасли. Выпускники, прошедшие обучение по программам дополнительной профессиональной переподготовки, должны будут обладать не только профессиональными компетенциями, соответствующими функциональным обязанностям специалистов финансовой отрасли, но и способных выполнять трудовые функции с использованием сквозных цифровых технологий и специализированных программных продуктов. Применение цифрового инструментария позволит повысить эффективность работы специалистов финансовой отрасли, а осуществление финансовых операций сделает наиболее надежным и качественным.
Главная задача сегодня, которая стоит перед отраслевой рабочей группой Финансовые услуги, - обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов финансовой сферы, обладающих соответствующими знаниями и умеющими использовать цифровые инструменты в своей профессиональной деятельности. Быстро, ускоренными темпами, этого можно достичь только при получении качественного образования по программам дополнительной профессиональной переподготовки, имеющим методическое, кадровое обеспечение, отражающее цифровую трансформацию финансовой отрасли. Практическая подготовка обучающихся по таким программам должна проходить на базе работодателей, организаций, оказывающих финансовые услуги. Совместная проработка учебного плана, формирование матрицы компетенций, отражающих требования профессиональных стандартов в области Финансов и экономика, профессиональных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, корреляция трудовых функций специалистов IT- сферы и финансовой сферы позволит обеспечить достижения задуманных планов. Именно поэтому, к участию в Проекте «Цифровые кафедры» были допущены образовательные организации получившие положительные результаты при отборе на конкурсе «Приоритет 2030».
В экспертизе программ дополнительной профессиональной переподготовки приняли участие эксперты-практики, специалисты финансовой отрасли; эксперты-методисты, обладающие опытом в разработке образовательных профессиональных программ с учетом требований профессиональных стандартов; эксперты-преподаватели ИКТ. Об экспертной оценке АНО «Цифровая экономика» программ в рамках проекта «Цифровые кафедры» подвела итоги Горячкина Юлия Викторовна, врио директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». Экспертиза проводилась так же членами, участниками отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги». Данный подход обеспечил проведение экспертизы одной ДПП ПП несколькими специалистами-экспертами, что обеспечило объективность результатов экспертизы.
На экспертизу отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги» было направлено 12 образовательных программ, соответствующих приоритетной отрасли экономики.
Цель обсуждения разработанных программ дополнительной профессиональной переподготовки: подведение итогов экспертизы программ со стороны экспертного сообщества работодателей и профессионального сообщества; установление соответствия критериям:
Отраслевая компонента:
• Прикладной характер программ;
• Проектно-ориентированный характер программ;
• Востребованность предлагаемых знаний и навыков по основному направлению обучения.
ИТ компонента:
• Актуальность знаний, навыков, технологий;
• Наличие практической составляющей для получения практического опыта;
• Импортозамещение и отечественное программное обеспечение;
• Информационной и кибербезопасности.
Образовательная компонента:
• Реализации отраслевых проектов;
• Взаимодействия с отраслью;
• Вариативность форм и методов обучения.
На совещании отраслевой рабочей группы «Финансовые услуги» 22 августа 2022 года принято коллегиальное решение: отобрать программы ДПП ПП, имеющие замечания экспертов, а также программы ДПП ПП, которые уже апробированы и реализуются образовательными организациями, как самостоятельные профессиональные модули основных профессиональных образовательных программ, для представления на заседании отраслевой рабочей группы. На очное заслушивание ДПП ПП были приглашены так же разработчики программ, которые вызвали интерес со стороны участников отраслевой рабочей группы своими инновационными подходами, обеспечивающие раскрытие цифровых компетенций, соответствующего профиля.
Рабочее совещание открыл Моисеев Алексей Владимирович, заместитель Министра финансов Российской Федерации. Алексей Владимирович отметил важность проекта «Цифровые кафедры», поблагодарил разработчиков ДПП ПП, образовательные организации за участие в проекте «Цифровые кафедры», отметил качественную работу экспертов. |
Алексей Владимирович выразил уверенность, что отобранные к реализации ДПП ПП будут амбассадором образовательных программ освоения цифровых компетенций специалистов финансовой сферы. Алексей Владимирович поставил новые задачи перед участниками проекта «Цифровые кафедры»: переход на импортозамещение программного обеспечения. Импортозамещение позволит осуществить полный переход на отечественные разработки в IT-сфере к 2024 во всех сферах экономики.
В работе совещания приняла участие Горячкина Юлия Викторовна, врио директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». По каждой программе ДПП ПП Юлия Викторовна представила заключение эксперта с оценкой от 1 до 5 баллов.
Участники совещания, члены отраслевой рабочей группы, учли мнение экспертов АНО «Цифровая экономика» при вынесении решения о соответствии ДПП ПП требованиям по включению цифровых компетенций и использованию цифровых инструментов.
К очному обсуждению были представлены следующие ДПП ПП:
29 августа 2022 года:
31 августа 2022 года:
Каждая программа ДПП ПП была представлена в форме презентации, которая включала: описание программы, модель формируемых профессиональных (цифровых) компетенций, кадровый состав программы, члены команды разработчиков и индустриальные партнеры программы.
Описание программы отражала результаты от реализации программы в рамках региона и в рамках приоритетной отрасли экономики.
Важно отметить, что разработчикам не всегда удавалось определить конкретный результат от реализации программы. Описание возможного эффекта часто носил декларативный характер, что вызывало дополнительные вопросы со стороны экспертов.
Много вопросов было к методической проработке структуры образовательной программы, определению профессиональных компетенций и квалификации выпускника.
Телешова Ирина Григорьевна, Председатель федерального учебно-методического объединения высшего образования УГС 38.00.00 Экономика и управление не оставила без внимания вопросы по определению индикаторов достижения компетенций в области IT. |
Каждая ДПП ПП содержала информацию о кадровом составе. Важным требованием являлось наличие у профессорско-преподавательского состава программы профильного образования в сфере – IT, наличие педагогического стажа не менее 5 лет, не менее 20% кадрового состава должны составлять сотрудники реального сектора экономики.
Эксперты отметили, как положительный факт, что все ВУЗы очень ответственно подошли к подбору педагогического персонала для реализации ДПП ПП. Ни одна программа не получила замечаний со стороны экспертов по кадровому обеспечению программы.
Одним из основных требований к ДПП ПП наличие проработанной модели профессиональных компетенций, которые реализуются с применением сквозных цифровых технологий. В презентации программы все докладчики продемонстрировали разработанную компетентностную модель выпускника. Обязательным условием признания компетентностной модели являлось не только наличие цифровой составляющей, но и соответствие требованиям профессиональным стандартам, регулирующим трудовые функции специалистов финансовой отрасли. Добиться полной корреляции трудовых функций специалиста финансовой отрасли и трудовых функций IT-специалиста удалось не всем разработчикам.
Много замечаний в части разработки компетентностной модели выпускника были сделаны Советом профессиональных квалификаций финансового рынка (далее – СПКФР). Мнение профессионального сообщества на заседании отраслевой рабочей группы представляла заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка «Совета профессиональных квалификаций финансового рынка» по независимой оценке качества образования Тараненко Ирина Геннадьевна. Эксперты СПКФР отметили необходимость включения в образовательный процесс механизма внешней независимой оценки качества образования через сопряжение итоговой аттестации и независимой оценки квалификации, в форме профессионального экзамена. Внедрение принципов независимой оценки качества образования в образовательный процесс обеспечивают связь российского законодательства об образовании и законодательства о квалификации. Сопряжение итоговой аттестации и независимой оценки квалификации реализуется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. №589, п.1 е-4 (далее - поручение Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г.) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить реализацию пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе, путём проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования и по итогам реализации пилотного проекта представить предложения о дальнейшем проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся.
Внедрение независимой оценки квалификации позволит обеспечить исполнение поручения Президента России Пр-589, п.1з-3 о получении обучающимися дополнительной квалификации в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ.
Важным требованием к разработке ДПП ПП является участие индустрии в реализации программы.
Рекомендациями экспертов Университета Банка России, Афонина Андрея Юрьевича, Вьюгиной Евгении Михайловны, для многих представленных ДПП ПП касались как раз усиления этой составляющей программы.
По итогам проведенной экспертизы было принято решение отраслевой группы:
1. Одобрить, как соответствующие критериям, определенным Положением об отраслевых рабочих группах в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного Минцифры России от 7 июля 2022 г., с учетом рекомендаций участников заседания и экспертов АНО «Цифровая экономика»:
2. Отклонить, как не соответствующую критериям, определенным Положением об отраслевых рабочих группах в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного Минцифры России от 7 июля 2022 г., с учетом рекомендаций участников заседания и экспертов АНО «Цифровая экономика» следующую программу ИТ-профиля отрасли «Финансовые услуги»:
Проделанная работа как со стороны разработчиков ДПП ПП, так и со стороны экспертов способствует успешной реализации нового совместного проекта Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, направленного на создание возможностей для повышения квалификации и получения новой профессии в сфере информационных технологий для специалистов финансовой отрасли.