A A= A+ Состоялся Первый Форум Лидеров корпоративного обучения 2022 в Липецке

20–24 июня 2022 года Диана Каримовна Маштакеева, генеральный директор Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, заместитель председателя СПКФР приняла участие в работе Первого Форума Лидеров корпоративного обучения 2022 в Липецке (далее – Форум).

Базовой площадкой для проведения Форума стал Новолипецкий металлургический комбинат, который входит в Группу НЛМК (НЛМК), международную сталелитейную компанию с активами в России, США и странах Европы. Новолипецкий металлургический комбинат - основной актив Группы. Университет НЛМК собрал первый в России профессиональный форум по корпоративному обучению.

https://university.nlmk.com/upload/iblock/e74/tyq3h10dk7ulo5o49h315tfoo8l3riva.pdf

Цель Форума: углубить понимание значения корпоративного образования в системе профессионального образования, в развитии регионов, организации взаимодействии общества, власти и бизнеса, определить роль и место корпоративного образования в системе национальной системы квалификаций.

Основные темы Форума:

  • работа с потребностью бизнеса в обучении;
  • разработка/дизайн образовательных продуктов;
  • длительные программы обучения для целевых групп;
  • диджитализация и цифровая среда обучения, внутреннее тренерство;
  • полный опыт обучения, а также оценка эффективности и учебная аналитика.

Основные пленарные сессии:

Первая пленарная сессия «Вызовы и возможности нашего времени для бизнеса: какова роль корпоративных университетов?», модератор Валерий Катькало, первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Вторая пленарная сессия «Искусство партнерств и синергии в корпоративном обучении: как построить эффективное сотрудничество с вузами и бизнес-школами» модератор: Наталья Шумкова, заместитель декана по корпоративному обучению, Высшая школа бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

Третья пленарная сессия «Корпоративные системы профессионального обучения: тренды и кейсы разных отраслей», модератор: Ирина Ефимчук, директор Дирекции по обучению и развитию персонала Группы НЛМК;

Итоговая сессия первого Форума Лидеров Корпоративного обучения России «Будущее корпоративного обучения», модератор: Валерий Катькало, первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

С программой форума можно ознакомиться по ссылке: https://university.nlmk.com/upload/iblock/e74/tyq3h10dk7ulo5o49h315tfoo8l3riva.pdf

Целевая аудитория:

  • корпоративные университеты РФ;
  • крупные L&D лидеры отраслей;
  • бизнес-школы Российской Федерации;
  • представители ТОП-менеджмента и HR-компаний;
  • эксперты сообществ.

В эти дни НЛМК принял не только металлургов. Приехали представители корпоративных университетов в различных сферах экономики, ведущих в стране бизнес-школ и вузов. Главный лейтмотив выступлений: ресурсоемкую экономику сменяет наукоемкая. А поэтому на первый план выходят не материальные ресурсы, а знания, идеи и смыслы.

Как заявил Григорий Федоришин, Президент, председатель Правления Группы компаний НЛМК: «Мир постоянно меняется, состояние неизвестности становится нормой, и в таких условиях люди должны уметь быстро учиться. И мы к этому готовы, создав среду и платформу для обучения и развития.»

Особо актуальным становится сегодня подготовка профессиональных кадров с учетом запроса регионального рынка труда. И в этом система корпоративного обучения является единственно верным решением проблемы квалифицированных кадров, знающих отраслевую специфику и обладающие не только профессиональными знаниями, умениями, но и получающие практический опыт на базовых практиках будущего трудоустройства.

Третья пленарная сессия, в которой приняли активной участие представители различных советов по профессиональным квалификациям, вынесла на обсуждение вопросы по организации корпоративных систем профессионального обучения. Были рассмотрены тренды и кейсы разных отраслей, получены ответы на вопрос хватает ли системе среднего профессионального образования ресурсов для развития.

Ссылка на презентацию: https://ev01yaprod.blob.core.windows.net/event-69aae968-218e-4a5f-84bc-a5dfcc86da31/catalog/2b3b7ad8-bc46-4c43-8e02-091a8b7abe4a.pdf

Ольга Балашова, директор по обучению и развитию АНО «Корпоративная академия РОСКОСМОСА» в своем докладе «Корпоративные системы профессионального обучения» особо отметила важность и необходимость взаимодействия сферы труда и сферы образования. В ее докладе подробно рассмотрена интеграция предприятий с образовательными организациями.

Разработка и актуализация образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов с привлечением экспертов СК РКП; профессионально общественная аккредитация образовательных программ в СПК РКП; реализация программ дополнительного профессионального образования и переподготовка по востребованным направлениям подготовки; организация и осуществление практической подготовки обучающихся в образовательных организациях на площадках действующих предприятий – основные ориентиры, которые позволят вывести российской профессиональное образование на новый виток развития и обеспечить сближение сферы труда и сферы образования.

Ссылка на презентацию: https://ev01yaprod.blob.core.windows.net/event-69aae968-218e-4a5f-84bc-a5dfcc86da31/catalog/4032f519-d5e7-47a1-9438-f406080d46f1.pdf

На пленарной сессии выступили представители бизнеса. Своим опытом поделились ОАО «РЖД», «ГАЗПРОМ НЕФТЬ». Куренков Алексей Семёнович, начальник Центра организации подготовки и развития рабочих познакомил присутствующих с корпоративной системой профессионального обучения ОАО «РЖД». Булат Зарипов, руководитель центра развития системы профессионального обучения и квалификаций, представил доклад на тему: «Корпоративная система профессионального обучения «ГАЗПРОМ НЕФТИ».

Ссылки на презентации:

https://ev01yaprod.blob.core.windows.net/event-69aae968-218e-4a5f-84bc-a5dfcc86da31/catalog/9893e8ef-d98f-4d9b-bc8b-c1601419f128.pdf

https://ev01yaprod.blob.core.windows.net/event-69aae968-218e-4a5f-84bc-a5dfcc86da31/catalog/e896c769-9bfb-4f59-bb19-82f917dee846.pdf

На площадках Форума обсуждали не только лучшие практики, которые сложились в разных отраслях, но и определяли тренд развития национальной системы квалификаций, формирующей рамку квалификаций специалистов любой отраслевой принадлежности. Особенно актуальным, в связи с этим, стали вопросы по укреплению связи национальной системы квалификаций и профессионального образования с учетом потребностей рынка труда и определение значимости корпоративного образования в структуре национальной системы квалификаций.

Целью национальной системы квалификаций Российской Федерации является формирование современного гибкого механизма кадрового обеспечения прорывного развития Российской Федерации. В этом и проявляется взаимная заинтересованность сфер образования и труда друг в друге и, прежде всего корпоративных университетов, – во внедрении инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность, развитие человеческого капитала, обладающего профессиональной квалификацией.

Как отметила Диана Каримовна Маштакеева: «В настоящее время актуальным является не просто разработка, а нормативное утверждение перечня профессиональных квалификаций и соответствующих им профессиональных стандартов. Национальная систем профессиональных квалификаций России предоставляет новые инструменты и механизмы для развития национальной системы российского образования. Сегодня начата работа по внесению изменений в ряд нормативно-правовых актов – речь идет о механизмах по оценке качества образования».

Для организации эффективного взаимодействия всех участников национальной системы квалификации необходимо добиться единого понимания применяемой терминологии при нормативно-правовом регулировании развития профессиональных квалификаций. Профессиональные компетенции являются основой получения профессиональной квалификации, которая в свою очередь формирует качественные характеристики профессии. Необходимо добиться сопряжения профессиональных компетенций, закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах, и общих трудовых функций, раскрываемых в профессиональных стандартах, необходимо выработать единый механизм сопряжения через описание профессиональной квалификации соответствующей определённой профессии и специальности».

В системе российского образования дополнительное профессиональное образование занимает особое место. Для обеспечения качества дополнительных профессиональных программ по профилю специальности необходимо усилить участие в их разработке представителей экспертного сообщества, и в этой связи особенно актуальным становится корпоративное образование.

Корпоративные университеты становятся основным эффективным механизмом, способным объединить всех участников национальной системы квалификаций и создать благоприятную среду для подтверждения квалификации специалистов в форме независимой оценки квалификации, подтвердить качество дополнительных профессиональных программ через механизм профессионально-общественной аккредитации. Для сопряжения процедур независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации целесообразно рассмотреть возможность внедрения модели совмещения итоговой аттестации слушателей дополнительных профессиональных программ с независимой оценкой квалификации по требованиям профессиональных стандартов.

Участниками форума обсуждалась проектная деятельность по вопросам внедрения инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность, в том числе реализация Пилотного проекта Минобрнауки России и Национального агентства развития квалификаций по внедрению практики сопряжения ПА / ГИА-НОК. Для обеспечения проведения процедур независимой оценки квалификации в рамках промежуточной и/или государственной итоговой аттестации требуется целенаправленная подготовка экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, экспертов по профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

Сегодня назрела необходимость изменений в подходах к организации межотраслевого кластерного взаимодействия университетов и работодателей в современных условиях интенсивного развития национальной системы квалификаций Российской Федерации оценивается и как вызов, и как возможность для сфер образования и труда, в том числе, и бизнеса для сопряжения векторов стратегического развития деятельности корпоративных университетов со сферой труда через инструменты национальной системы квалификаций, внедрения независимой оценки квалификаций в образовательный процесс, в механизм корпоративного образования. И многие корпоративные университеты уже применяют это в своей деятельности.

Участники Форума выразили уверенность в том, что формирование кадрового потенциала страны и подготовки кадров цифровой экономики невозможно без развития системы профессиональных стандартов и национальной системы квалификации. Участники акцентировали внимание на том очевидном факте, что в настоящее время существует дисбаланс между стандартами подготовки специалистов в образовательных учреждениях и требованиями к работникам, которые предъявляет работодатель.

Работа Форума проходила как в очном, так и в дистанционном формате, что значительно увеличило количество участников мероприятия и их целевую аудиторию.

Система независимой оценки квалификации позволяет обеспечить рынок труда конкурентноспособными молодыми специалистами. «Наличие профессиональной квалификации у выпускников дополнительных профессиональных программ для работодателей должно быть "знаком качества", у таких студентов должны быть преимущества при трудоустройстве», - сказала Диана Каримовна Маштакеева.


Новости ЦОК