A A= A+ Прошел II Всероссийский Форум "УНИВЕРСИТЕТЫ И РАЗВИТИЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

10–12 июня 2022 года Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка стал одним из ведущих участников II Всероссийского Форума "УНИВЕРСИТЕТЫ И РАЗВИТИЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ", который состоялся на площадке Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ или Университет).

Итогом первого форума, состоявшегося в марте 2021 года в Якутске, стали важные решения не только для развития образования и науки, но и для других важных сфер. Площадка собрала более двух тысяч экспертов из 16 стран. Прошлогодний форум прошел как драйвер Года науки и технологий в России, задав ему темп. Его материалы размещены на сайте СВФУ: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/geostrategy/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=154527

МАНИФЕСТ II Всероссийского Форума "УНИВЕРСИТЕТЫ И РАЗВИТИЕ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ": Роль университетов в обеспечении территориальной связанности России в меняющемся мире. В условиях роста неопределенности социальных и природных процессов, турбулентности международных отношений актуальность приобретает проблема обеспечения территориальной связанности страны. Форум призван придать новый импульс развитию университетского сообщества, раскрыть роль университетов в создании новых центров экономического роста, реализации потенциала межрегионального и межмуниципального взаимодействия, устойчивом развитии геостратегических территорий Российской Федерации.

https://svfu.mmco-expo.ru/

С материалами форума можно ознакомиться на сайте СВФУ https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/DSR/geostrategy/detail.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=177175

Цель Форума: углубить осмысление роли университетов в развитии геостратегических территорий, интеграционных процессов в регионах, взаимодействия общества, власти и бизнеса.

II Форум СВФУ по развитию геостратегических территорий стал знаковым и масштабным мероприятием, приобретающим в современных условиях санкционного и информационного прессинга принципиально иное качество и остроту. Его дискуссионные площадки собрали более двух тысяч участников и экспертов, среди которых были представители сферы образования, федеральных и региональных органов власти, представители бизнеса и общественных организаций. На протяжении трех дней на десяти площадках состоялись 22 секции, на которых обсуждалась повестка мероприятия. В рамках форума состоялось открытие «Центра оценки и развития компетенций», созданный СВФУ при участии «Россия страна возможностей».

Приглашенными экспертами выступили:

1.      Диана Каримовна Маштакеева, генеральный директор Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, заместитель председателя СПКФР

2.      Ангелина Владимировна Волкова, директор департамента по развитию квалификаций АО "Профессиональные квалификации", ответственный секретарь Рабочей группы по развитию системы оценки квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям

3.      Алла Аркадьевна Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

4.      Ольга Хачатуровна Лоцманова, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

5.      Елена Владимировна Казарина, руководитель Академии развития квалификаций Национального агентства развития квалификаций

6.      Елена Игоревна Переверзева, ответственный секретарь СПК в сфере управления и права

7.      Байдарова Ольга Ивановна, начальник Управления непрерывного педагогического образования Московского педагогического государственного университета

8.      Елена Николаевна Приступа, заведующий кафедрой педагогики и психологии семейного воспитания Института педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

9.      Екатерина Анатольевна Каменева, проректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

10.     Вероника Георгиевна Шубаева, проректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета

11.     Евгения Михайловна  Вьюгина, главный эксперт Университета Банка России

12.     Мария Александровна Соловьева, начальник Управления образовательных программ СПбГУ

 

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (далее – СПКФР) в рамках программы Форума стал совместно с Университетом и с Национальным агентством по развитию квалификаций соорганизатором трех дискуссионных площадок:

  1. Развитие профессиональных квалификаций в сфере образования: механизмы НСК для социальной защиты и непрерывного профессионального развития педагогов;
  2. Образование для сферы труда и бизнеса: вызовы и приоритеты. Первое совещание Координационного совета СПКФР по региональному развитию;
  3. Университеты как «ядерные» кластеры реализации Стратегии развития национальной системы квалификаций России.

В экспертных дискуссиях участвовали руководители и представители: органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня (Министервство финансов РФ, Департамент государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ, Росаккредагентство; Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Государственного комитета РС (Я) по занятости населения; Управление образования г. Якутска), Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям; Национального агентства развития квалификаций, Советов по профессиональным квалификациям по различным видам экономической деятельности (финансового рынка; в сфере образования; в области управления и права; в сфере наноиндустрии), работодатели, образовательных организаций высшего образования.

Модераторами дискуссионных площадок стали:

Диана Маштакеева, генеральный директор Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка;

Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций;

Герасим Павлов, руководитель Координационного совета по региональному развитию СПКФР, руководитель межотраслевого Регионального представительства СПК в Республике Саха (Якутия), проректор по экономике и инфраструктуре Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Елена Калашникова — председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения.

Среди приглашенных лиц, участников дискуссии были представители образовательных организаций: Университета Банка России; Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; сферы бизнеса; отдельных центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, действующих на территории республики и др.

На экспертной дискуссии «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: МЕХАНИЗМЫ НСК ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ» обсуждались актуальные вопросы функционирования и развития национальной системы квалификаций, в том числе задачи по совершенствованию ее инфраструктуры, укреплению связи национальной системы квалификаций и профессионального образования с учетом задач по повышению качества подготовки кадров для современного рынка труда.

Амбициозные цели реформирования систем образования во многих странах показывают возрастающие требования к уровню квалификации педагогов и высокие общественные ожидания от результатов их деятельности. Изменение требований к квалификации современных педагогов во многом связаны с выводами о роли качественного образования в формировании экономической конкурентоспособности стран. Дискуссионная площадка предполагает выработку единых подходов к формированию образовательного пространства подготовки, оценивания, профессионального развития педагогов, отвечающих современным вызовам XXI века.

На площадке обсуждены вопросы новых подходов в педагогическом образовании и в связи с этим развитие универсальных профессиональных компетенций педагога, внедрение профессиональных стандартов в образовательный процесс подготовки педагогов, миссия и приоритеты работы СПК в сфере образования, новые квалификации и профессиональные стандарты, внедрение механизмов внешней оценки качества образовательных результатов студентов с применением инструментов НСК, новая модель аккредитационного мониторинга вузов.

Темы обсуждения:

•        независимая оценка квалификации как инструмент развития кадрового потенциала региона

•        оценка качества подготовки кадров в сфере образования: взгляд государства и работодателей

•        оценка квалификации педагогических работников, как необходимое условие построения эффективной системы, обеспечивающей профессиональный рост педагогов

•        выстраивание индивидуального набора компетенций с персонифицированным предложением вариантов сопровождения со стороны образовательно-профессиональных структур

•        профессиональный экзамен для студентов: от пилотирования к масштабированию

•        профессиональный стандарт как целевой ориентир профессионально-личностного развития педагога

•        моделирование профессиональной карьеры педагога через подтверждение квалификации(ий) – «портфель компетенций и квалификаций».

В рамках дискуссии было отмечено, что профессиональный стандарт для учителей - инструмент развития, а не тотального контроля, независимая оценка квалификации может стать альтернативой аттестации преподавателей, т. к. это более справедливая и объективная оценка. Профессиональные стандарты в области образования должны предусматривать разные траектории вхождения в профессию, в том числе для людей без педагогического образования. Перспективной и востребованной квалификацией будет гибридная квалификация, сочетающая педагогические компетенции с компетенциями из других видов деятельности. Такой подход даст доступ к преподаванию людям из бизнеса, из реального сектора экономики – практикам. Педагогический модуль может стать частью любой профессиональной образовательной программы.

Обсудив ход и перспективы внедрения инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность университетов на примере квалификационно-ориентированной модели СВФУ подготовки конкурентоспособных кадров для современного рынка труда, участники экспертной дискуссии решили:

Рекомендовать:

1.             Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):

 

1.1.        Создать условия для сопряжения процедур независимой оценки квалификаций и государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций и подготовить предложения в адрес федерального министерства о финансовой поддержке реализации Пилотного проекта Минобрнауки России, Рособрнадзора и Национального агентства развития квалификаций по внедрению практики сопряжения ГИА-НОК в системе высшего образования России;

1.2.        Оказывать содействие образовательным организациям высшего образования в проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

 

  1. Государственному комитету Республики Саха (Якутия):

 

  1. При направлении центрами занятости определенных категорий граждан на обучение по программам дополнительного профессионального образования по нацпроекту «Демография» рассмотреть возможность внедрения модели совмещения итоговой аттестации слушателей с независимой оценкой квалификации по требованиям профессиональных стандартов.

 

3.             Работодателям, профессиональным объединениям:

 

3.1.        Усилить участие в образовательной деятельности образовательных организаций: экспертиза качества образовательных программ; формирование требований к образовательным результатам, участие в формировании экспертного сообщества по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, по независимой оценке квалификаций.

 

4.             ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»:

 

4.1.        Продолжить проектную деятельность по вопросам внедрения инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность, в том числе реализацию Пилотного проекта Минобрнауки России и Национального агентства развития квалификаций по внедрению практики сопряжения ПА / ГИА-НОК.

4.2.        Развивать опыт реализации квалификационно-ориентированной модели СВФУ по подготовке конкурентоспособных кадров для современного рынка труда.

4.3.        В качестве межотраслевого Регионального представительства Советов по профессиональным квалификациям организовывать совместно с НАРК и СПК обучение экспертов центров оценки квалификаций и экзаменационных центров, экспертов по профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.

4.4.        Продолжить разработку корпоративной системы независимой оценки качества образования (НОКО) с применением различных механизмов внешней оценки качества образовательных результатов (Проектный офис; структуры):

4.4.- ДЭ;

4.4.- Сопряжение ПА / ГИА с НОК;

4.4.- Независимая оценка и сертификация компетенций, в том числе общих компетенций (компетенции XXI века) на платформе НАРК;

4.4.- Независимая оценка и сертификация цифровых компетенций;

4.4.- Независимая оценка и сертификация языковых компетенций.

4.5. Совету по педагогическому образованию КУМС актуализировать документ «Концептуальные основы непрерывного педагогического образования СВФУ» в соответствии с ключевыми проектными решениями по трансформации содержания педагогического образования, проводимого Министерством просвещения РФ с учетом региональной специфики Республики Саха (Якутия).

В экспертной дискуссии «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СФЕРЫ ТРУДА И БИЗНЕСА: ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ» была рассмотрена необходимость изменений в подходах к организации межотраслевого кластерного взаимодействия университетов и работодателей в современных условиях интенсивного развития национальной системы квалификаций Российской Федерации. Рассмотрены возможности сопряжения векторов стратегического развития университетов со сферой труда через инструменты независимой системы квалификаций. Обсуждались механизмы использования профстандартов для повышения эффективности управления, применения независимой оценки квалификаций для развития качества персонала, вовлечения профессионального сообщества в разработку и реализацию основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с последующей профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ для реализации независимой оценки качества образования.

Ориентиром для актуализации образовательных программ являются требования работодателей, закрепленные в профессиональных стандартах. Внедрение механизма независимой оценки квалификации в образовательный процесс позволит обеспечить формирование профессиональных компетенций на более высоком качественном уровне. Система независимой оценки квалификации имеет отраслевую направленность и позволяет обеспечить рынок труда конкурентноспособными молодыми специалистами. «Наличие профессиональной квалификации у выпускников для работодателей должно быть "знаком качества", у таких студентов должны быть преимущества при трудоустройстве», - сказала Диана Каримовна Маштакеева.

На Форуме было отмечено, что выполнение поручения Президента Владимира Путина от 6 февраля 2020 г. №589, п.1 е-4 Правительству Российской Федерации по реализации пилотного проекта по проведению внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся в форме профессионального экзамена в рамках промежуточной/итоговой государственной аттестации по программам высшего образования набирает обороты. На базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в январе 2022 года получен первый положительный опыт по проведению независимой оценки квалификации в рамках Государственной итоговой аттестации. Результаты заставляют задуматься и выпускников, и преподавателей, определить новые траектории развития образовательной программы. Механизм независимой оценки квалификации предполагает эффективное взаимодействие образовательных организаций и представителей работодателей не только по вопросам разработки оценочных средств для независимой аттестации обучающихся, но и предполагает участие в процедуре независимой оценки квалификации профессорско-преподавательского состава по профилю читаемых профессиональных дисциплин и модулей.

Развитие российского образования идет по пути актуализации образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, предоставления возможности получения выпускникам нескольких квалификаций в рамках освоения одной образовательной программы, использования в образовательном процессе механизма независимой оценки квалификации на разных этапах обучения. В настоящее время актуальным является не просто разработка, а нормативное утверждение перечня профессиональных квалификаций и соответствующих им профессиональных стандартов. Национальная систем профессиональных квалификаций России предоставляет новые инструменты и механизмы для развития национальной системы российского образования.

Так, Северо-Восточный федеральный университет стал апробационным офисом по реализации пилотного проекта интеграции механизмов национальной системы оценки квалификации в сфере образования, направленный на обеспечение повышения качества образования и получения двух и более профессиональных квалификаций. По итогам завершения проекта в СВФУ создадут методический центр по обеспечению и поддержке интеграции механизмов независимой оценки квалификаций в системе образования на федеральном уровне с дальнейшим масштабированием в регионах.

«Мы определили с руководством университета проектный офис, на базе которого создали центр оценки квалификаций с профилями в финансово-экономической деятельности и экзаменационный центр в сфере образования. На основании первого пилотного проекта выпускники СВФУ получили не только дипломы об академическом образовании, но и портфель профессиональных квалификаций», – рассказала Диана Маштакеева.

На сегодняшний день, подчеркивает эксперт, в финансово-экономической сфере наличие профессионально-квалификационного аттестата является обязательным по ряду специальностей и должностей. Генеральный директор Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка также отметила, что уровень построения системы одобрен со стороны государственных регуляторов, подписана дорожная карта с Центральным банком России и Росфинмониторингом.

На базе СВФУ создан региональный Центр оценки квалификаций под руководством Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка. Центр в Якутске будет ответственен за проведение проекта во всех регионах страны. Государственным комитетом РС(Я) по занятости населения рассмотрены предложения Центров оценки квалификаций о возможности участия региональных органов исполнительной власти в финансовой поддержке развития Национальной системы квалификаций в Якутии. Кроме того, сообщила Диана Маштакеева, начата работа по внесению изменений в ряд нормативно-правовых актов – речь идет о механизмах по оценке качества образования.

Приглашенными экспертами и участниками экспертной дискуссии обсуждены: особенности текущего этапа развития национальной системы квалификаций и реализации Стратегии ее развития; роль Региональных представительств Советов по профессиональным квалификациям в повышении качества системы подготовки кадров; переориентация системы высшего и среднего профессионального образования на профессиональные стандарты в качестве основы для образовательных программ и процедур оценки качества образовательной деятельности; вопросы сопряжения сфер образования и труда с целью формирования предложений и спроса на кадры; механизмы оценки качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Обсудив опыт разработки и реализации Северо-Восточным федеральным университетом проекта внедрения НСК через университет как «ядро» кластерной модели реализации Стратегии развития НСК в регионе, решили:

 

Рекомендовать:

 

  1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1.1. Систематизировать разработку и актуализацию профессиональных стандартов с учетом опыта развития цифровых компетенций;

1.2. Способствовать эффективному взаимодействию рынка труда и образовательных организаций через реализацию механизма сопряжения требований профессиональных стандартов и профессиональных компетенций образовательных программ.

 

2.    Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия):

 

2.1. Создать условия для масштабирования опыта Университета «Иннополис» по созданию центра-спутника на базе СВФУ, деятельность которого будет способствовать подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, что позволит удовлетворить потребность регионов в специалистах такого профиля;

2.2. Принять участие в процессе актуализации профессиональных стандартов на предмет ввода цифровых компетенций.

2.3. Активизировать работу по развитию цифровых компетенций с учетом направлений развития проекта Университета «Иннополис», федеральной программы "Кадры для цифровой экономики".

  1. Федеральному учебно-методическому объединению высшего образования УГНС 38.00.00 Экономика и управление и СПКФР

 

3.1. Внести в Министерство труда и социальной защиты предложения по актуализации профессиональных стандартов, расширив характеристику обобщенных трудовых функций с целью формирования профессиональной квалификации;

3.2. Подготовить предложения для внесения в макет ФГОС ВО 4 использование внешней независимой оценки качества образования и применение механизма независимой оценки квалификации при проведении промежуточной/итоговой государственной аттестации по программам высшего образования (поручения Президента Владимира Путина от 6 февраля 2020г. №589, п.1 е-4 Правительству Российской Федерации по реализации пилотного проекта по проведению внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся в форме профессионального экзамена) и проведение совмещенной процедуры демонстрационного экзамена с использованием оценочных средств независимой оценки квалификации.

3.3. Подготовить методику сопряжения профессиональных квалификаций, разработанных на основании/ или с учетом профессиональных стандартов, и профессиональных компетенций, содержащихся в основных профессиональных образовательных программах; методику сопоставления основных образовательных программ и квалификаций, получение которых они обеспечивают; методические рекомендации-разъяснения по формированию условий для получения нескольких квалификаций;

3.4. Разработать регламент проведения и методические рекомендации по применению независимой оценки квалификации в рамках промежуточной/ государственной итоговой аттестации выпускников обучающихся по программам профессионального образования с учетом сопоставления профессиональных компетенций и квалификаций;

3.5. Предложить Министерству высшего образования и науки считать получение свидетельства о квалификации по итогам прохождения промежуточной/государственной итоговой аттестации с применением механизма независимой оценки квалификации как выполнение ст.8.1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании» одновременное получение обучающимися нескольких квалификаций;

3.6. Способствовать развитию сотрудничества с федеральным учебно-методическими объединениями среднего профессионального образования с целью определения траектории формирования профессиональных компетенций специалистов финансовой отрасли в условиях цифровой трансформации экономики России.

  1. Национальному агентству развития квалификаций:

4.1. Разработать совместно с Советами профессиональных квалификаций критерии получения права оказывать услугу профессионально - общественной аккредитации.

  1. Северо-Восточному федеральному университету:

5.1. Продолжить работу в качестве межотраслевого Регионального представительства Советов по профессиональным квалификациям по формированию Координационного совета СПКФР по региональному развитию;

5.2. Создать на базе Проектного офиса по развитию квалификаций учебно-методический центр по формированию методики по внедрению систем внутренней аттестации и внешней аттестации в форме независимой оценки квалификаций, экспертного сопровождения внедрения профессиональных стандартов в организациях региона и масштабированию данного опыта в других регионах;

5.3. Организовать создание в регионе мультиЦОКа при координации СПКФР для обеспечения доступности независимой оценки квалификации для трудовых кадров северо-восточных регионов РФ;

5.4. Обеспечивать повышение уровня профессиональной подготовки региональных кадров в сфере экономики и управления через независимую оценку качества образования;

5.5. Организовать сбор лучших практик и кейсов по внедрению НСК в регионах РФ для формирования «библиотеки лучших кейсов» с формированием базы данных на цифровой платформе СВФУ (сайт Регионального представительства СПКФР rp-spkfr.s-vfu.ru).

6. Университетам:

6.1. Наряду с внутренней системой оценки качества образования ввести механизм независимой оценки качества образования в виде профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и профессиональной сертификации студентов и преподавателей.

 

Предметом обсуждения итоговой дискуссионной площадки «УНИВЕРСИТЕТЫ КАК «ЯДЕРНЫЕ» КЛАСТЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИИ» стали задачи вхождения России в число крупнейших экономик мира, создание в базовых отраслях высокотехнологичных предприятий, цифровизация национальной экономики. Необходимость массового внедрения технологических инноваций предъявляют новые требования к кадровому потенциалу страны. В связи с этим целью национальной системы квалификаций Российской Федерации является формирование современного гибкого механизма кадрового обеспечения прорывного развития Российской Федерации. В этом и проявляется взаимная заинтересованность сфер образования и труда друг в друге и, прежде всего университетов, – во внедрении инструментов национальной системы квалификаций в образовательную деятельность, развитие человеческого капитала и развитие нового репутационного доверия.

 

 

Темами для обсуждения в рамках экспертной дискуссии стали: результаты работы дискуссионных площадок «Развитие профессиональных квалификаций в сфере образования: механизмы НСК для социальной защиты и непрерывного профессионального развития педагогов», «Образование для сферы труда и бизнеса: вызовы и приоритеты», а также значение и потенциал национальной системы квалификаций для развития территорий и регионов; необходимость инновационных проектов для кадрового обеспечения прорывного технологического развития; профессиональные стандарты как инструменты интеллектуального, системного управления эффективностью организации. Для обсуждения были вынесены следующие вопросы:

  • инструменты национальной системы квалификаций для развития территорий и регионов;
  • проекты кадрового обеспечения прорывного технологического развития;
  • профессиональные стандарты как инструменты системного управления эффективностью;
  • трансформация педагогического образования: развитие профессиональных квалификаций в сфере образования;
  • снижение барьеров для входа на рынок труда для молодежи, обеспечение доступа к квалификациям для предотвращения бедности и сокращения социального неравенства.

Назревшая необходимость изменений в подходах к организации межотраслевого кластерного взаимодействия университетов и работодателей в современных условиях интенсивного развития национальной системы квалификаций Российской Федерации оценивается и как вызов, и как возможность для сфер образования и труда, в том числе, и бизнеса для сопряжения векторов стратегического развития университета со сферой труда через инструменты национальной системы квалификаций.

Участники дискуссии отметили, что экспертная дискуссия «Университеты как «ядерные» кластеры реализации стратегии развития национальной системы квалификаций России» стала важной площадкой по обсуждению вопросов развития инструментария национальной системы квалификаций для развития территорий и регионов; кадрового обеспечения прорывного технологического развития; развития профессиональных стандартов как инструментов системного управления эффективностью. Выразили уверенность в том, что формирование кадрового потенциала страны и подготовки кадров цифровой экономики невозможно без развития системы профессиональных стандартов и национальной системы квалификации. Участники акцентировали внимание на том очевидном факте, что в настоящее время существует дисбаланс между стандартами подготовки специалистов в образовательных учреждениях и требованиями к работникам, которые предъявляет работодатель. Также отсутствует современная учебно-методическая база, на которой должны строиться образовательные программы для подготовки специалистов по новым профстандартам.

В результате обсуждения участники экспертной дискуссии пришли к следующим выводам:

1). Работодатели и университеты должны работать в связке для формирования единых критериев оценки квалификации специалистов и качества их подготовки;

2). Профессиональные квалификации в разрезе профессиональных компетенций должны строиться в соответствии с моделями рынка труда;

3). Для устранения дисбаланса между подготовкой специалистов и требованиями работодателей необходимы профессиональные стандарты, которые будут едины на территории России.

4). Необходимо отладить систему рецензирования и грифования учебных материалов на соответствие их современным образовательным требованиям. В независимую экспертизу учебных материалов должны вовлекаться представители реального сектора экономики; необходимо создать комиссию из числа профессионального сообщества для выработки требований к современным форматам учебного контента с привлечением индустриальных партнеров из числа издателей и агрегаторов образовательного контента.

Обсудив опыт Республики Саха (Якутия) по внедрению НСК в регионе при активном участии СВФУ, на базе которого формируется Координационный совет СПКФР по региональному развитию, проекты СВФУ по формированию квалификационно-ориентированной модели подготовки и развития кадров, совместный проект СВФУ и НАРК по изменению подходов к кадровой политике организаций; опыт организаций различных форм собственности по внедрению профессиональных стандартов, решили:

 

Рекомендовать:

  1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1.1. Проработать вопрос преференций на портале Работа в России для соискателей работы, прошедших независимую оценку квалификации.

  1. Национальному агентству развития квалификаций:

2.1. Предусмотреть грантовую поддержку субъектам Российской Федерации, которые наиболее активно внедряют элементы национальной системы квалификаций.

  1. Государственному комитету РС (Я) по занятости населения:

3.1. В качестве участника инфраструктурного кластера по развитию НСК в регионе усилить работу с работодателями по системному внедрению профессиональных стандартов в организациях;

3.2. Организовать и провести совместно с СВФУ конкурс среди работодателей на лучшие практики внедрения профстанлартов с последующим формированием базы данных лучших практик – кейсов по внедрению профстандартов на платформе СВФУ – РП СПКФР;

3.3. Организовать и провести по результатам конкурса круглый стол с участием СВФУ, НАРК и отраслевых СПК, соответствующих виду экономической деятельности организаций – участников конкурса.

  1. Северо-Восточному федеральному университету и Государственному комитету РС (Я) по занятости населения:

4.1. Представить региональную модель взаимодействия на ежегодном Форуме Труда в Санкт Петербурге.

4.2. Организовать и провести в IV квартале 2022 г. конферентное мероприятие по промежуточным результатам совместного проекта с НАРК «Редизайн кадровых стратегий» по комплексной оценке персонала;

4.3. Содействовать формированию в регионе мультиЦОКа.

В рамках II Всероссийского форума «Университеты и развитие геостратегических территорий России» в Северо-Восточном федеральном университете было отмечено об изменении роли университетов. «Будучи организацией, чья миссия – подготовка высококвалифицированных кадров, мы становимся центром, реализующим задачи образовательной политики, потому что от нашей работы зависит, какой будет страна в ближайшие годы», – сказал ректор СВФУ Анатолий Николаев.

Результатом совместной работы стали принятые резолюции по итогам обсуждения. Совет профессиональных квалификаций рекомендует федеральным университетам активнее применять механизм внешней независимой оценки качества образования на всех этапах образовательного процесса.

Как отметила Диана Маштакеева, обсуждения в рамках II Всероссийского форума на базе СВФУ прошли с большим охватом. Помимо присутствующих очно на площад


Новости ЦОК