26 мая 2022 года СПКФР провел Открытое совещание «О реализации пилотного проекта СПКФР по проведению внешней оценки качества подготовки обучающихся на федеральном уровне».
В работе совещания приняли участие представители:
Предмет дискуссии:
Подведение промежуточных итогов выполнения поручения Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. No589, п.1 е-4 (далее - поручение Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г.) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить реализацию пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе, путём проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования и по итогам реализации пилотного проекта представить предложения о дальнейшем проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся.
С докладами выступили:
· Телешова Ирина Георгиевна, ученый секретарь ФУМО в области экономики и управления (УГСН 38.00.00), зам. декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.э.н., доцент, на тему: «Направления взаимодействия ФУМО и СПК по реализации поручения Президента».
· Факторович Алла Аркадьевна, заместитель генерального директора НАРК, на тему: «Опыт НАРК/СПК в части реализации пилотного проекта по сопряжению процедур независимой оценки квалификации в рамках проведения промежуточной/государственной итоговой аттестации».
· Козлова Светлана Петровна, генеральный директор завода по переработке пластмасс имени Комсомольской правды, руководитель ЦОК в наноиндустрии г. Санкт-Петербург, Руководитель ЦОК СПКФР «Завод КП», на тему: «Опыт СПК в наноиндустрии в проведении процедур НОК в ВУЗах».
· Тараненко Ирина Геннадьевна, заместитель генерального директора СПКФР по независимой оценке качества образования, председатель ФУМО СПО УГПС 38.00.00. Экономика и управление, на тему: «Правовое и документальное обеспечение процедур независимой оценки квалификации в рамках реализации пилотного проекта внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования».
Модератор мероприятия: Маштакеева Диана Каримовна, заместитель Председателя Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.
Докладчики поделились опытом выполнения поручения Президента в реализации пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся в форме профессионального экзамена в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации. Участники совещания отметили положительную тенденцию в увеличении числа образовательных организаций - участников Пилотного проекта. Только в проекте НАРК приняли участие более 5000 выпускников среднего профессионального образования. Как сказала Алла Аркадьевна: «С 2020 года новый статус придан такой апробации поскольку есть прямое поручение Президента с формулировкой о проведении независимых профессиональных экзаменов…Понятие профессионального экзамена закреплено в законе о независимой оценке квалификации и подзаконных актах к нему. Поэтому единственный вариант, который у нас с Вами есть это профессиональный экзамен, соответствующий принципам и установкам независимой оценке квалификации.»
Опыт реализации проекта НАРК в части проведения в образовательных организациях среднего профессионального образования демонстрационных экзаменов в форме профессиональных экзаменов с участием представителей работодателей сегодня очень востребован и находит дальнейшее развитие. Во многих организациях среднего профессионального образования проводится демонстрационный экзамен по компетенциям сопряженным с оценочными средствами СПКФР, в частности по специальностям: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.02. Страховое дело; 38.02.06 Финансы; 38.02.07 Банковское дело. И этот перечень специальностей СПО будет только расширяться, так как на федеральном уровне проходит активная работа в части актуализации ФГОС СПО в соответствии с профессиональными стандартами и запросами работодателей.
Современная высшая школа развивается в направлении совершенствования подготовки востребованных на рынке труда высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, способных без дополнительной подготовки сразу же включиться в трудовую деятельность по профилю получаемой специальности. Уже на старших курсах многие студенты проходят стажировки в организациях работодателей. Для обеспечения трудоустройства выпускников в первый год после обучения и повышения их конкурентоспособности очень полезен опыт СПК в наноиндустрии. Завод по переработке пластмасс имени Комсомольской правды является для образовательных организаций не только организацией работодателем, который предоставляет базы практик и участвует в разработке образовательных программ, но и стал партнёром в области осуществления внешней независимой оценки качества подготовки обучающихся. На базе завода создан и эффективно функционирует Центр оценки квалификации. С 2021 г. ЦОК получил право на осуществление независимой оценки квалификации выпускников, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по специальностям 38.00.00 Экономика и управление. Есть уже первые положительные результаты. Светлана Петровна отметила, что такое начинание необходимо. «Я не настаиваю, что профессиональный экзамен должен заменить диплом, но то что он должен входить в систему высшего образования, я считаю, - это должно быть обязательным»,- сказала Светлана Петровна.
В ходе дискуссии были затронуты вопросы методического обеспечения образовательных программ высшего образования, рассмотрены предложения в части актуализации ФГОС ВО и разработки ФГОС ВО 4 поколения, были рассмотрены вопросы по внедрению механизма получения нескольких квалификаций в рамках освоения одной образовательной программы. Участники дискуссии внесли предложения по реализации независимой оценки квалификаций не только в рамках государственной итоговой аттестации, но и в рамках промежуточной аттестации. Получение свидетельств о квалификации по итогам освоения профессиональных модулей образовательных программ позволит обучающимся в кратчайшие сроки выходить на рынок труда как квалифицированным специалистам, что повысит их конкурентоспособность. Такой подход будет способствовать проведению внешней независимой оценки качества образования непрерывно, на всех этапах учебного процесса. «В центре внимания тот самый человек, которого мы учим», - И.Г. Телешова.
Вместе с тем докладчики отметили и существующие проблемы. По мнению организаторов реализации пилотного проекта, существует пока еще не высокая активность среди образовательных организаций в участии в пилотном проекте. Присутствует осторожность и со стороны обучающихся. Перед организаторами реализации пилотного проекта стоит задача повышения информированности образовательных организации в части правового и документального обеспечения процесса внедрения внешней независимой оценки качества образования в форме профессионального экзамена в образовательный процесс и дальнейшая координация оценочных процедур. Ирина Геннадьевна довела до слушателей процедуру вхождения в реализацию Пилотного проекта. «Сегодня подготовлен пакет документов для образовательных организаций, чтобы более эффективно обеспечить процесс вхождения в реализацию пилотного проекта по внедрению независимой оценки квалификации в образовательный процесс».
Все участники дискуссии обменялись мнениями и пожелали успешной эффективной деятельности по выполнению поручения Президента Российской Федерации в реализации пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе, путём проведения независимых профессиональных экзаменов).
С видео материалами совещания и презентациями докладчиков можно познакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1ZY1eNZtC2MPQF5B2-tuOlGdxA0wMKCwF?usp=sharing