ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В НИХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (Информация подготовлена специалистами ФУМО СПО)
Финансовые технологии являются актуальным и перспективным инструментом реализации экономической и социальной политики Государства. Предоставление государственных услуг населению, внедрение новых технологий в технологические процессы компаний с государственным участием, усиление кибер-безопасности с целью противодействия цифровому мошенничеству повышение цифровой грамотности населения являются одними из приоритетных направлений деятельности Государства. Внедрение финансовых технологий позволяет обеспечивать повышение качества социальных услуг населению, повышение технологичности и эффективности социального страхования, поступательное развитие экономики с учетом современных тенденций, повышение производительности труда, оборачиваемости капитала.
Финансовые технологии применяются в настоящее время неравномерно в различных видах деятельности, но тренд увеличения их использования явно прослеживается последнее время, что связано с повышением цифровой грамотности населения, доступностью и удобством использования новых технологий, серьезной экономией времени и уменьшения трудоемкости.
Применение финансовых технологий должно быть непосредственно связано с защитой цифровой информации, соблюдением так называемой «цифровой безопасности», что определяет необходимость внедрения в систему финансовых технологий процедуры управления финансовыми и операционными рисками.
Одним из важных инструментов применения финансовых технологий являются действующие и разрабатываемые профессиональные стандарты для специалистов различных видов деятельности. Профессиональные стандарты обеспечивают сопряжение базовых для вида деятельности знаний и умений специалистов с информационными финансовыми технологиями, то есть информационные технологии становятся неотъемлемой частью требований к содержанию квалификаций специалистов финансового рынка.
Посредством профессиональных стандартов квалификационные требования ретранслируются в систему образования через систему профессионально-общественной аккредитации образовательных программ со стороны профессионального сообщества и актуализации Федеральных Государственных образовательных стандартов. Таким образом, профессиональные стандарты обеспечивают профильную и качественную подготовку специалистов со знанием финансовых технологий. Также финансовые технологии в будущем могут использоваться в рамках создания «цифрового профиля» гражданина.
Цифровые компетенции специалистов финансового рынка в целом носят обобщающий характер для различных видов деятельности, так как являются большей частью инструментами реализации финансовых услуг, объединенные едиными правилами, процессом, информационно-телекоммуникационными техническими решениями.
Важно включение компетенций в области финансовых технологий в описание разделов отраслевой рамки квалификаций как неотъемлемой составной части.
2-4-й уровни квалификации – квалифицированный пользователь компьютера и наиболее популярного прикладного ПО (офисные пакеты, антивирусы, браузеры, медиаплееры и т.д. и т.п.), владеющий навыками безопасной работы за компьютером (умение использовать антивирусное ПО для проверки подозрительных файлов и сообщений, обладание навыками распознавания фишинговых писем и звонков с целью получения персональных данных или прямого мошенничества т.п.);
5 уровень квалификации – «рядовой» специалист организации (предприятия, компании), который в дополнение к навыкам работы за компьютером должен уметь пользоваться в своей работе специализированным программным обеспечением, которое используется в организации для её функционирования (системы электронного документооборота, CRM, ERP, EAM и другие схожие по назначению системы, которые используются на предприятиях с целью осуществления взаимодействия с клиентами и поставщиками, управления имеющимися ресурсами и основными фондами предприятия). В плане цифровой безопасности такой специалист умеет адекватно оценить риски, связанные с передачей учётных данных, паролей или данных информационных систем предприятия, умеет использовать двухфакторые системы авторизации и идентификации в информационных системах и программном обеспечении;
6 уровень квалификации – ведущий специалист или линейный руководитель (менеджер среднего звена), который в дополнение к вышеперечисленным цифровым компетенциям умеет пользоваться специализированным программным обеспечением для отрасли, в которой он работает, понимает функционал, возможности и ограничения такого программного обеспечения, а также обладает пониманием архитектуры информационных сетей и цифровых ресурсов организации. Он знает из каких элементов формируется корпоративная безопасность и умеет следовать её требованиям для обеспечения «цифровой безопасности» предприятия (отсутствие утечек информации, взлома внутренней и «облачной» сетей организации», противодействие внедрению вирусного и шпионского ПО и т.д.). В дополнение к личным квалификационным требованиям к такому специалисту, он может выступать в качестве участника рабочей группы или заказчика специального прикладного или отраслевого программного обеспечения или его элементов и функций, может сформировать список требований к содержанию и структуре информационных систем предприятия. Также, 6 уровень квалификации предполагает умение использовать современные технологии, если такие применяются в отрасли или сфере работы, например: блок-чейн и децентрализованные распределенные реестры, искусственный интеллект, облачные сервисы, Big Data, виртуальная и дополненная реальность и другие;
7 уровень квалификации – эксперт, руководитель направления или руководитель высшего звена, который в дополнение к вышеописанным знаниям и умениям глубоко понимает бизнес-процессы используемые в отрасли и организации, знает лучшие практики оказания услуг (выполнения работ) для заказчиков и клиентов (включая внутренних заказчиков), умеет управлять изменениями в структурном подразделении или организации за которую отвечает с целью повышения эффективности и качества её работы, а также в соответствии с изменением технологий (используемого программного обеспечения, оборудования и устройств) происходящих в отрасли или его сфере работы. Способен анализировать возможности для автоматизации процессов и задач. Такой эксперт (руководитель) участвует в формировании моделей корпоративной (цифровой) безопасности, контроле за их эффективной реализацией, а также в расследовании инцидентов и устранении их последствий. В части выполнения своих функциональных обязанностей эксперт с таким уровнем квалификации должен знать о современных технологиях и системах, которые используются в сфере его работы, уметь формировать требования к таким системам, а также выступать в качестве заказчика при их разработке и внедрении.
ЦИФРОВЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
№ |
ЗНАНИЯ/УМЕНИЯ |
УРОВНИ КВАЛИФИКАЦИИ |
ПЕРЕЧЕНЬ |
1. |
Знания |
2, 3, 4 УРОВЕНЬ |
Общие сведения о персональных компьютерах: понятие персональный компьютер; типы современных персональных компьютеров; устройства персонального компьютера, работы с клавиатурой, мышью, камерой, микрофоном, динамиками; понятие памяти: оперативная и долговременная. Знание основных компонентов персонального компьютера, базовые функции операционной системы Windows, требования для подготовки и настройки персонального компьютера к работе. Понятия о базах данных и средствах доступа к ним. Основы работы с операционной системой Windows: понятие операционной системы; сходства и отличия различных версий Windows, интерфейс Windows, окна Windows. Основные отличия в пользовательских интерфейсах операционных систем Windows. Способы работы с файлами и папками в операционной системе Windows, способы работы с ярлыками: организация файловой системы Windows; характеристики и свойства объекта файл, папка, действия над объектами файл, папка (создание, переименование, перемещение, копирование, удаление, восстановление). Способы работы с флэш-накопителями. Способы ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей; Способы размещения цифровой информации на дисках персонального компьютера, флэш-накопителях, а также на дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. Поиск информации на компьютере и в глобальной сети Интернет: «Быстрый поиск» в меню «Пуск»; поиск на начальном экране; поиск файлов и папок в проводнике; работа с библиотеками Windows. Способы защиты информации: основы использования антивирусных программ, запуск антивируса. Антивирусные средства защиты информации в операционных системах. Порядок обеспечения безопасности информации при эксплуатации операционных систем. Основы подготовки для обслуживания средств защиты информации в компьютерных системах и сетях. Способы установки обновления программного обеспечения, включая программное обеспечения средств защиты информации. Знание признаков наличия вредоносного программного обеспечения. Способы архивации/ разархивации информации: цель и принципы архивации; программы архиваторы; создание файла архива; добавление файла в архив; просмотр файла-архива; извлечение файлов из архива; способы хранения и простейшей обработки данных. Основные конструкции программирования. Основы техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. |
5 УРОВЕНЬ |
Общие представления о цифровых технологиях и их отличие от ИКТ. Общие знания современных коммуникаций, сетевых приложений, программного обеспечения: общепринятых и специализированных программ, офисных приложений (например, Excel, Word, Internet, Power Point, Outlook Express), операционных систем, графических редакторов, специальных бухгалтерских и кадровых программ, языков программирования, баз данных. Основы влияния информационных технологий на бизнес-процессы. Стандарты информационных технологий для деятельности предприятий. Основы хранения данных в информационных системах. Определение и основы управления операционными рисками. Основы внутрикорпоративных коммуникаций. Основы информационной безопасности. Знания по использованию операционных систем: основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем; архитектуры современных операционных систем; принципы управления ресурсами в операционной системе; основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах. Знания по работе с цифровой информацией: знание основных команд при применении ПК; знание основных принципов работы с рабочим столом; знание принципов организации файловой структуры; знание принципов работы поисковых систем; соблюдение правовых основ и этических принципов при работе с персональными данными; понятие электронного документооборота; хранение и использование юридически значимых электронных документов; цифровизация документов на бумажном носителе; условия использования простой и усиленной квалифицированных электронных подписей; способы защиты цифровой информации. Знание способов работы с прикладными программами: запуск программ, служебные программы Калькулятор, Блокнот и др.; создание, сохранение, открытие ранее созданного файла, просмотр графических файлов; основные технические характеристики и архитектура поддерживаемых инфокоммуникационных систем и/или их составляющих. Знания работы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: понимание основных принципов функционирования сети «Интернет», принципов защиты информации; поиск и проверка надежности информации в сети Интернет; Знания основ работы с мессенджерами, электронной почтой и в социальных сетях: Знания основных программных продуктов, цифровых инструментов и финансовых технологий для оказания финансовых услуг: правовые основы регулирования цифровых технологий на финансовом рынке; основные элементы цифровой финансовой инфраструктуры; назначения основных финансовых технологий и ключевые области их применения: Big Data и анализ данных; мобильные технологии; искусственный интеллект; роботизация; биометрия; распределенные реестры; облачные технологии и области их применения в финансовой сфере; области применения цифровых инструментов: RegTech идентификация клиента (проведение процедур KYC – Know your customer); выявление подозрительной активности и предотвращение мошенничества; автоматизация процедур подготовки и сдачи отчетности; комплаенс-контроль; понятие и принципы организации электронного взаимодействие участников финансового рынка. Знание основных цифровых средств труда:
|
||
6 УРОВЕНЬ |
|
||
7 УРОВЕНЬ |
|
||
2. |
Умения |
2, 3, 4 УРОВЕНЬ |
Пользоваться компьютерными средствами: включение /выключение персонального компьютера; печатать на клавиатуре или работать с сенсорными экранами. Создавать, переименовывать, сохранять, копировать, перемещать, удалять, восстанавливать файлы или папки на персональном компьютере. Использовать инструмент копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе. Работать с текстовым редактором. Осуществлять передачу файлов между компьютером и периферийными устройствами (цифровая камера, плеер, мобильный телефон). Выполнять ввод цифровой информации в персональный компьютер с различных носителей. Использовать распределенные операционные системы с графическим интерфейсом для работы. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. Применять и работать с операционными системами и офисными программными продуктами. Вести базы данных. Вносить в базы данных сведения, необходимые для работы организации. Работать с информационными сетями. Осуществлять просмотр, поиск, фильтрация и анализ данных, информации и цифрового контента. Обрабатывать информацию. Описывать алгоритмы, анализировать алгоритмы с использованием таблиц. Формировать документацию и осуществлять ее архивирование: сохранять, копировать и архивировать файлы на компьютере/ноутбуке/телефоне. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Сканировать, распечатывать электронные документы, изображения при помощи принтера, сканера. Создавать электронные презентаций с использованием специальных программ для работы с презентациями и слайдами (например, Power Point). Пользоваться поисковыми системами сети «Интернет» для получения необходимой информации. Выполнять основные операции по анализу информации в глобальной сети Интернет. Проводить финансовые операции в интернете и/или через мобильный банк (оплачивать покупки, счета, переводить деньги и т.д.). Применять подходы безопасной работы в Интернете (защита персональных данных, антивирусная защита, информационная гигиена). Обновлять антивирусные программы, проверять носители данных на вирусы и другое вредоносной программное обеспечение. Фотографировать на телефон или другой гаджет. Снимать видео на телефон/камеру или другой гаджет. Воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и компоновать итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. Пользоваться электронной почтой mail, Outluk, Skaip и др.: создавать, отсылать, получать электронные сообщения, писать ответы, осуществлять пересылку ранее полученных сообщений, работать с вложениями в программах для работы с электронной почтой. Переписываться/совершать звонки в мессенджерах (Telegram, WhatsApp, Viber, Skype, Microsoft Teams или др.). Пользоваться социальными сетями («ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Instagram, Twitter, «Мой Мир», LiveJournal и др.). |
|
5 УРОВЕНЬ |
Применять системы управления баз данных. Работать с текстами в текстовом редакторе (Microsoft Office Word, Open Office Writer или в др.) Работать с электронными таблицами (Microsoft Excel, Open Office Calc или др.). Устанавливать и настраивать программное обеспечение (на компьютер, мобильный телефон и т.д.). Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые технологии. Работать с электронными таблицами (например, использование таких функций работы с данными, как фильтрация, сортировка, формулы, создание диаграмм и так далее), с таблицами и картинками в текстовых и графических редакторах. Работать с использованием цифровых инструментов: офисное ПО (MS Excel, MS Word, PowerPoint, Outlook, Skype, MS Visio, MS Project, Spotlight); социальные сети и мессенджеры (Instagram, Facebook, VK, WhatsApp, Viber); правовые источники информации (Справочные правовые системы, электронные базы «Компас», «Консультант+», «Гарант»); большие массивы данных; сводные таблицы и т.п. Применять специализированные программные продукты для выполнения профессиональных задач. Использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Осуществлять поиск и анализ информации в специализированных справочно-информационных и экспертных системах, включая правовые, а также в информационной сети и среди цифровых ресурсов организации. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. Использовать средства хранения и обработки больших массивов и потоков данных. Размещать файлы, документы в интернете (в облачных хранилищах— Google Disc, Облако Mail и т.п.) Работать с использованием различных технических устройств, онлайн-сервисов, мобильных приложений. Подключать и устанавливать новые технические устройства. Использовать программы для редактирования фото-, видео- и аудио-файлов. Самостоятельно составлять программные продукты с использованием языков программирования. Осуществлять изменение параметров или настроек конфигурации программного обеспечения. Совместно использовать цифровые технологии, осуществлять общение и сотрудничество в цифровой среде, осуществлять цифровую идентификацию и управлять ею, соблюдать нормы сетевого общения и т.д. Творчески использовать цифровые технологии для разрешения возникающих проблем, для решения технических проблем. Использовать функционал социальных сетей, осуществлять финансовые операции в онлайн-режиме, проводить онлайн-покупки, иметь критическое восприятие информации, осуществлять производство мультимедийного контента и синхронизацию устройств. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации (например, в Microsoft Power Point, Open Office Impress, Prezi или др.), слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных текстовых, аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. Делать монтаж видео на телефоне /ноутбуке, компьютере. Редактировать фотографии, изображения (при помощи Adobe Photoshop или применения необходимых фильтров в телефоне/на компьютере). Работать с антивирусами и другими средствами защиты информации (выбор, настройка, проверка файлов, чистка и т.д.). Осуществлять защиту личных данных и цифровых устройств, здоровьесбережение, защиту окружающей среды и т.д. |
|
|
6 УРОВЕНЬ |
|
|
|
|
7 УРОВЕНЬ |
|