A A= A+ Обсуждение профессионального стандарта «Финансовый директор»

29 декабря 2020 года прошло общественное обсуждение профессионального стандарта «Финансовый директор».

На встрече присутствовали:
— Бровчак Сергей Валентинович, заместитель генерального директора Ассоциации участников финансового рынка СПК ФР, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
— Александр Куратов, эксперт и методолог Медиагруппы «Актион-МЦФЭР», заместитель генерального директора по финансам и экономике ООО «Дианарк»;
— Тараненко Ирина Геннадьевна, директор Московского финансового колледжа Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, председатель Федерального учебно-методического объединения СПО УГПС 38.00.00 Экономика и управление;
— Симонова Светлана Михайловна – председатель Предметно-цикловой комиссии «Экономические и учетные дисциплины», преподаватель ВКК  Московского финансового колледжа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

На встрече обсудили состав и структуру проекта профессионального стандарта, а также Разделы 1 и 2 пояснительной записки к нему. Особое внимание уделили данным представленным из исследований. В частности, сведения представленные в пояснительной записке должны быть подтверждены, необходимо добавить ссылку на первоисточники. Разработчики приняли данное замечание, в дальнейшем в Приложении к пояснительной записке будет добавлен соответствующая информация с перечнем всех исследований, которые были использованы при подготовке проекта профессионального стандарта и пояснительной записки к нему, аннотацией и ссылкой на первоисточник.

Сергей Валентинович Бровчак поднял вопрос важности распределения менеджерских функций и их разделению по уровням компетенции. В частности, вызывает вопрос насколько корректно относить функцию «Управление процессами» к 6 уровню квалификации и обобщенной трудовой функции «Оперативное управление финансами». Куратов Александр Александрович согласился, что указанный вопрос является дискуссионным, однако вместе с тем следует отметить, что без знаний и умений управления процессами, невозможно перейти к трудовым функциям управления проектами, продуктами, программами и портфелями и другими функциями финансового директора. Вне всякого сомнения, трудовая функция «Управление процессами» масштабируется исходя из задач и целей деятельности, однако, уже на 6 уровне квалификации востребованы соответствующие навыки и знания.

Ирина Геннадьевна Тараненко подняла несколько вопросов.

1. Насколько корректно для финансового директора, в отличии от бухгалтеров разного уровня квалификации, выделение учетно-аналитических трудовых функций:
— Управление запасами;
— Управление краткосрочными обязательствами;
— Управление источниками текущего финансирования;
— Управление краткосрочной дебиторской задолженностью;
— Управление краткосрочными финансовыми вложениями;
— Управление нематериальными активами, результатами исследований и разработок (НМА и РИР);
— Управление основными фондами;
— Управление долгосрочной дебиторской задолженностью;
— Управление долгосрочными финансовыми вложениями;
— Управление собственным капиталом;
— Управление резервами;
— Управление себестоимостью и ценообразованием;
— Управление долгосрочными обязательствами;
— Управление источниками финансирования (краткосрочными, долгосрочными, стратегическими);
— Управление фискальной нагрузкой.

Александр Александрович Куратов, отметил, что в части распределения трудовых функций по квалификационным уровням и обобщенным трудовым функциям выбран путь универсализации и синтеза. В частности, в качестве основы построения трудовых функций на 6 и 7 квалификационном уровне определены учетно-аналитических функций, включающие группировку на основе балансовых статей, что позволяет исключить необходимость обобщения и выделения трудовых функций под каждую отрасль и направление деятельности, избыточное дублирование функционала и позволяет выделить действия, умения и знания универсально подходящие для исполнения обязанностей финансового директора независимо от отраслевой специфики. Стоит также отметить, что в отличии от функционала бухгалтера, в проекте профессионального стандарта «Финансовый директор» трудовые действия, необходимые умения и знания, в части трудовых функций направлены не только на учетные вопросы. Первичные задачи – ретроспективный финансовый анализ, прогнозирование, перспективное планирование, бюджетирование, определение целей и задач, делегирование исполнителям, контролинг и риск-менеджмент, оптимизация бизнес-процессов, формирование рекомендаций для корректировки деятельности, квалиметрия. Кроме того, финансовый директор осуществляет распорядительную функцию в части финансового обеспечения текущей деятельности. Это отражено в трудовых действиях, необходимых умениях и знаниях для каждой из приведенных трудовых функций. Вместе с тем, все таки необходимо принять ответственность финансового директора за организацию управленческого учета на предприятии, в частности за разработку финансовой политики - регламента, который в дальнейшем применяется подчиненными службами, и в том числе бухгалтерией, которая формирует уже учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета. Обратная ситуация, когда финансы организации подстраивают под учетную функцию, не кажется корректной. Соответствующую информацию разработчики добавят в раздел 1.5 пояснительной записки.

2. Насколько применим проект профессионального стандарта для сотрудников финансовых департаментов и экономическо-плановых отделов, для оценки квалификации и компетенции начинающих сотрудников со средним специальным образованием.

Разработчики профессионального стандарта отметили, что проект профессионального стандарта «Финансовый директор» локализован на уровне руководителей занятых в управлении финансами. Необходимость стандарта обосновывается отсутствием образовательных программ и средств оценки именно этой должности, так как единого представления о трудовых функциях, необходимых умениях и знаниях среди работодателей и соискателей, нет. Для представителей других должностей и специальностей уже представлены другие профессиональные стандарты и существуют проработанные учебные программы. При этом, Сергей Валентинович Бровчак заметил, что разработка недостающих профессиональных стандартов, и в том числе для начинающих специалистов со средним специальным образованием важны и являются актуальным приоритетом, но не в рамках обсуждаемого проекта.

В целом состав и структуры трудовых функций признаны удачными. Отмечена высокий уровень подготовки и проработки проекта. Участники согласились с готовностью проекта и обсудили дальнейшие перспективы.

 


Новости ЦОК