30 января - 1 февраля 2020 года Санкт-Петербургский государственный экономический университет и Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина провели IV Национальную научно-методическую конференцию с международным участием «Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний» при поддержке Совета по профессиональным квалификациями финансового рынка (СПКФР) и Российского профессорского собрания.
Основной темой ежегодной Конференции, проводимой в 2020 году, стало обсуждение перспектив развития стратегических партнерств сферы рынка труда и образования в рамках реализации национальных проектов и государственных задач.
В выработке стратегически значимых решений Конференции от Совета по профессиональным квалификациями финансового рынка (СПКФР) приняли активное участие председатель СПКФР Мурычев Александр Васильевич и генеральный директор СПКФР Маштакеева Диана Каримовна.
Выступая на панельной сессии «Стратегические партнерства как инструмент формирования единого пространства знаний» А.В.Мурычев сказал, что под влиянием технологических изменений идет процесс децентрализации трудовой деятельности во времени и пространстве, который приводит к «дистанционным отношениям» между работодателем и его работниками. По данным НИИ труда Минтруда России в стране стали популярными новые формы занятости. Все больше россиян, особенно молодых, предпочитает трудиться не классическим способом – по найму и 40 часов в неделю на территории работодателя, а быть предпринимателями или самозанятыми. Также набирает популярность фриланс, людей привлекает платформенная, агентская занятость, дистанционная работа. Среди молодых людей в возрасте 18-28 лет хотели бы работать дистанционно – 44%, по временному договору – 41%.
А.В.Мурычев отметил, что расширение масштабов цифровизации и автоматизации оказывает влияние как на количество, так и на качество рабочих мест. Технологии автоматизации, включая искусственный интеллект и робототехнику, дадут значительные преимущества компаниям и экономике в целом, повышая производительность труда и обеспечивая экономический рост. В результате сокращаются одни рабочие места и создаются современные и высокопроизводительные новые. По подсчетам национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), еще несколько лет назад (2015 г.) плотность промышленной робототизации в России была в 70 раз ниже, чем в среднем по миру: в мире на 10000 работников в 2015 году приходилось в среднем 69 промышленных роботов, а в России всего один. Сейчас ситуация меняется, но не кардинально.
Происходящие изменения, подчеркнул А.В.Мурычев, меняют характер и условия труда, требования к профессиональным навыкам, ведут к появлению новых и росту «гибридных» профессий. Это требует ускорения модернизации системы профессионального обучения. Разработки профессиональных стандартов и на их основе актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, а также развития системы независимой оценки квалификаций. Гарантией занятости в этих условиях становится не только трудовое законодательство, но и поддержание работником в течение всей трудовой жизни высокой квалификации и его профессиональная и территориальная мобильность. Это является ответом на вызов технологической безработицы. На российском рынке труда увеличивается дефицит квалифицированной рабочей силы, прежде всего квалифицированных рабочих. Недостаток квалифицированных кадров сохраняется в числе лидеров проблем, препятствующих развитию экономики, а развитие человеческого капитала становится все более значительным фактором роста.
По итогам заседания Маштакеевой Дианой Каримовной было внесено предложение о создании центра оценки квалификации на базе Ассоциации сетевого взаимодействия на площадке Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Реализация данной инициативы безусловно послужит стимулом для динамичного развития проектов Ассоциации совместно с ведущими финансовыми предприятиями Северо-Западного региона и обеспечит встраивание системы независимой оценки квалификации в систему непрерывной подготовки высококвалифицированных кадров.