15 ноября 2018 года при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей прошла Научно-практическая конференция «Цифровизация как драйвер профессий будущего». Организатор мероприятия – Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. При поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей.
Переходя в плоскость обсуждения практики применения цифровых возможностей в оценке и использования модели профессиональных квалификаций, участники собрались на панельной дискуссии «Профессиональные и образовательные стандарты в цифровой экономике». Модераторами панельной дискуссии выступили заместитель Председателя, генеральный директор СПКФР, член Правления РСПП Диана Маштакеева и директор по развитию корпоративного сектора компании «Адаптивное обучение» Максим Гирин. Диана Маштакеева напомнила, что 1 июля 2019 года перестанут существовать действующие системы аттестации. Будет осуществлён поэтапный переход на систему независимой оценки квалификации. В финансовой сфере это коснётся большого перечня специальностей: специалистов в области внутреннего контроля и аудита, закупок, оценочной деятельности, ГЧП, безопасности, финансовых технологий и т.д.
Максим Гирин заявил, что обучение должно трансформироваться индивидуально под потребности и возможности каждого человека. Универсальные образовательные программы не всегда эффективны. Точно так же, как разным людям не подойдёт костюм одного и того же размера. С этой точкой зрения согласился Александр Кондаков, руководитель направления «Модель компетенций цифровой экономики» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», генеральный директор компании «Мобильное электронное образование».
Директор института развития цифровой экономики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Борис Славин сообщил, что в настоящее время в России выпускаются 30 тысяч ИТ-специалистов в год. По некоторым данным, их требуется в четыре раза больше. Но если увеличить количество бюджетных мест по данной специальности до 120 тысяч, необходимо нанять в четыре раза больше преподавателей. «Где же их взять?» - задался вопросом Борис Славин. Даже если преподаватели в нужном количестве будут найдены, их квалификация будет оставлять желать лучшего. А значит, и качество знаний упадёт, и новые специалисты будут никому не нужны. Своего рода замкнутый круг.
Тему роботизации продолжил директор Университета Банка России Андрей Афонин: «Банк России не исключение. У нас тоже появляются роботы, часть рабочих мест роботизируются». Определённые усилия направлены на то, чтобы находить новые рабочие места высвобождающимся работникам. Андрей Афонин напомнил результаты небезызвестного исследования компании Microsoft: 65% нынешних школьников будут работать по тем профессиям, которых ещё нет, либо названия которых ещё не сформулированы.
Андрей Афонин сообщил, что в конце ноября Банк России запускает внешний обучающий портал, которым могут воспользоваться представители финансового рынка.
- Пока вы описываете компетенции, мир уже убежит, он просто удалится так, что вы будете в другой ситуации. Сейчас мы больше говорим о ролях, об описании работы и ожидаемых результатах от этой работы, пытаясь объединить эти роли в группы… Компетенции – они абстрактны. А вот когда видишь конкретного человека, который выполняет конкретную работу, - вот подготовь мне такого же, десять таких же, тысячу таких же. Я не отрицаю того, что делается. Просто призываю быть более гибкими, - сказал Дмитрий Волков, директор по образовательным технологиям Корпоративного университета Сбербанка.
- Это хорошо, если человек знает блокчейн. Без этого он не проживёт, конечно – без блокчейна. Но кроме этого он должен уметь работать в команде, управлять своими эмоциями, управлять эмоциями других и т.д., - напомнил Дмитрий Волков.
- Грань между работой и обучением – она стёрлась, её больше нет, - высказал он в завершение важнейшую мысль.
В рамках панельной дискуссии также выступил генеральный директор фонда «Росинфокоминвест» Павел Родионов.