Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и компании «Релевантные системы» провел 15 ноября научно-практическую конференцию «Цифровизация как драйвер профессий будущего».
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей и компании «Релевантные системы» провел 15 ноября научно-практическую конференцию «Цифровизация как драйвер профессий будущего».
- Слово «цифра» так плотно вошло в наш обиход, что уже иногда является ругательным. Тем не менее, это то, с чем нужно считаться, - иронизировал, открывая конференцию, модератор пленарного заседания, советник председателя СПКФР Сергей Радченков.
Исполнительный вице-президент РСПП, председатель СПКФР Александр Мурычев призвал все советы по профессиональным квалификациям взаимодействовать с целью понимания, как и в какой последовательности внедрять квалификационные требования, связанные с цифровизацией. Александр Мурычев передал собравшимся приветствие президента РСПП Александра Шохина.
С приветствием к участникам конференции выступила Анастасия Оситис, председатель Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники (СПК связи).
- Мы планируем к марту 2019 года запустить автоматизацию всех процессов СПКФР на территории России, - сообщила генеральный директор СПКФР Диана Маштакеева.
По её словам, практически завершено формирование стандарта в области кибербезопасности и стандарта «специалист в области платежных систем». Для реализации ряда квалификационных требований у СПКФР заключено соглашение с Центральным банком Российской Федерации.
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов рассказал: 38% россиян считают, что ещё при их жизни большинство существующих рабочих мест займут роботы. Самые пессимистичные оценки в этом отношении дают жители городов-миллионников.
69% граждан не хотят, чтобы их дети и внуки работали по той же профессии, что и они сами. «Фактически это говорит о неудовлетворённости людей собственной профессией. Это очень большой процент неудовлетворённости», - прокомментировал Константин Абрамов. 35% россиян предпочли бы, чтобы их потомки стали работниками медицинской сферы, на втором и третьем местах по популярности – военнослужащие и юристы. Видеть своих детей финансистами желают 9% опрошенных.
«Нам хватит», - пошутила Диана Маштакеева.
- Главная проблема – срок планирования предпринимательской деятельности в России очень короткий. Как мы можем заглядывать в будущее на десять лет вперёд, если мы планируем собственную деятельность на 2-3 года? – сказал Константин Абрамов.
Эта особенность затрудняет определение будущих потребностей рынка труда. Создаваемая сегодня Автоматизированная система мониторинга рынка труда (АСМРТ) призвана частично решить эту проблему.
Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (НАРК), обратила внимание на результаты другого исследования, сделанного Высшей школой экономики. Только 17% трудоспособного населения России придерживаются принципа непрерывного профессионального образования, то есть регулярно повышают свою квалификацию. Юлия Смирнова обозначила проблему недостаточно эффективной коммуникации между системой образования и работодателями.
Говоря о замене людей роботами, она отметила:
- Мы должны сделать так, чтобы высвобождающиеся люди трудоустраивались на новых, высококвалифицированных должностях и чувствовали себя активно и успешно.
По словам Юлии Смирновой, недавно одобрен профессиональный стандарт «цифровой куратор». Такой специалист поможет выявлять потребности в новых цифровых компетенциях.
Антоний Швиндт, руководитель проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве РФ, признал:
- Профессиональные стандарты у нас не всегда на уровне различных ведомств быстро, активно двигаются.
Почему обсуждение цифровой экономики сегодня набирает обороты? Тому есть несколько причин: облегчается доступ к интернету, удешевляется хранение больших массивов данных, развиваются технологии обработки неструктурированных данных и т.д.
- Данные, которые мы с вами потребляем ежедневно, эквивалентны данным, содержащимся в 170 газетам, - сказал Павел Соловьёв, управляющий директор Фонда «ВЭБ Инновации». – Любые данные обладают прогнозным потенциалом. Надо просто понять, каким, и сформировать цели и задачи.
Прогнозирование на основе анализа данных используется в скоринге, рекрутинге и других областях.
Директор по цифровой идентичности «Ростелеком» Иван Беров назвал Единую биометрическую систему «первым выпускником программы «Цифровая экономика»».
- Пока вы думаете, как запустить успешный проект, к обеду китайцы его уже скопируют и воспроизведут, - сказал Иван Беров. – Поэтому давайте думать, как сделать так, чтобы современное образование максимально отвечало тем требованиям, которые предъявляет цифровая экономка.
Начальник отдела методологии контроля и наблюдения Департамента информационной безопасности Центрального банка РФ Виктор Лебедев рассказал о требованиях к кредитным организациям в сфере обеспечения кибербезопасности.
Елена Ляпунцова, председатель Лиги Преподавателей Высшей Школы, назвала ботов «необходимыми помощниками», но призвала помнить, что они никогда не заменят «человеческое тепло», и «внедрять их с умом».
- Человеческий капитал пока ещё не проиграл, а выиграл у технологий, и зачастую является намного важней, - в знак солидарности добавил Сергей Радченков.
Управляющий директор Ассоциации «ФинТех» Татьяна Жаркова сообщила, что доля цифровых технологий и продуктов в экономике России составляет всего 3,9%. По данным исследований, к 2020 году исчезнут 75 млн рабочих мест. При этом может возникнуть 133 млн новых рабочих мест.
Татьяна Жаркова назвала «профессии будущего»: аналитики информационной безопасности, специалисты по большим данным, специалисты по цифровой трансформации, специалисты и инженеры по робототехнике, дизайнеры человеко-компьютерного взаимодействия и пользовательского опыта, специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению, специалисты по электронной коммерции и социальным медиа, дата-сайентисты и аналитики, специалисты по организационному развитию, специалисты по продажам и маркетингу, дизайнеры услуг и решений, генеральные директора и операционные менеджеры, специалисты по автоматизации процессов, разработчики и аналитики программного обеспечения приложений и т.д.
Панельную дискуссию «Профессиональные образовательные стандарты в цифровой экономике» вели Диана Маштакеева и Максим Гирин, директор по развитию корпоративного сектора компании «Адаптивное обучение». Диана Маштакеева напомнила, что 1 июля 2019 года перестанут существовать действующие системы аттестации. Будет осуществлён поэтапный переход на систему независимой оценки квалификации. В финансовой сфере это коснётся большого перечня специальностей: специалистов в области внутреннего контроля и аудита, закупок, оценочной деятельности, ГЧП, безопасности, финансовых технологий и т.д.
Максим Гирин заявил, что обучение должно трансформироваться индивидуально под потребности и возможности каждого человека. Универсальные образовательные программы не всегда эффективны. Точно так же, как разным людям не подойдёт костюм одного и того же размера. С этой точкой зрения согласился Александр Кондаков, руководитель направления «Модель компетенций цифровой экономики» Центра компетенций по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации», генеральный директор компании «Мобильное электронное образование».
Директор института развития цифровой экономики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Борис Славин сообщил, что в настоящее время в России выпускаются 30 тысяч ИТ-специалистов в год. По некоторым данным, их требуется в четыре раза больше. Но если увеличить количество бюджетных мест по данной специальности до 120 тысяч, необходимо нанять в четыре раза больше преподавателей. «Где же их взять?» - задался вопросом Борис Славин. Даже если преподаватели в нужном количестве будут найдены, их квалификация будет оставлять желать лучшего. А значит, и качество знаний упадёт, и новые специалисты будут никому не нужны. Своего рода замкнутый круг.
Тему роботизации продолжил директор Университета Банка России Андрей Афонин: «Банк России не исключение. У нас тоже появляются роботы, часть рабочих мест роботизируются». Определённые усилия направлены на то, чтобы находить новые рабочие места высвобождающимся работникам. Андрей Афонин напомнил результаты небезызвестного исследования компании Microsoft: 65% нынешних школьников будут работать по тем профессиям, которых ещё нет, либо названия которых ещё не сформулированы.
Андрей Афонин сообщил, что в конце ноября Банк России запускает внешний обучающий портал, которым могут воспользоваться представители финансового рынка.
- Пока вы описываете компетенции, мир уже убежит, он просто удалится так, что вы будете в другой ситуации. Сейчас мы больше говорим о ролях, об описании работы и ожидаемых результатах от этой работы, пытаясь объединить эти роли в группы… Компетенции – они абстрактны. А вот когда видишь конкретного человека, который выполняет конкретную работу, - вот подготовь мне такого же, десять таких же, тысячу таких же. Я не отрицаю того, что делается. Просто призываю быть более гибкими, - сказал Дмитрий Волков, директор по образовательным технологиям Корпоративного университета Сбербанка.
- Это хорошо, если человек знает блокчейн. Без этого он не проживёт, конечно – без блокчейна. Но кроме этого он должен уметь работать в команде, управлять своими эмоциями, управлять эмоциями других и т.д., - напомнил Дмитрий Волков.
- Грань между работой и обучением – она стёрлась, её больше нет, - высказал он в завершение важнейшую мысль.
В рамках панельной дискуссии также выступил генеральный директор фонда «Росинфокоминвест» Павел Родионов.