17 сентября 2018 года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялось расширенное заседание рабочей группы по развитию системы профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Национального совета при Президенте Российской Федерации, на котором среди прочих рассматривался вопрос «О проблемах экспертизы проектов примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования на предмет учета в них профессиональных стандартов».
Основным стал вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части регламентации применения профессиональных стандартов при формировании и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и примерных основных образовательных программ.
По данному вопросу от СПК финансового рынка выступили Диана Маштакеева, генеральный директор СПКФР, член Правления РСПП и Нелли Розина, руководитель Центра экспертизы и актуализации профессиональных и образовательных стандартов, советник ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Нелли Михайловна отметила, что представленные на экспертизу многостраничные (до 500 с.) проекты примерных основных образовательных программ (ПООП) по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Банковское дело» и «Финансы», представленных ФУМО СПО по экономике и управлению без дополнительной аналитической информации по учету профессиональных стандартов в тексте программы не позволяют экспертам провести эффективную экспертизу. Трудность заключается также в том, что примерные программы разработаны на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержащих в приложениях к ним перечни профессиональных стандартов (ПС), претерпевших изменения в период между утверждением ФГОС и разработкой ПООП, т.е. возникают те же методологические трудности, что и при разработке ФГОСов – регулярное обновление профессиональных стандартов. Усложняет процесс экспертизы и тот факт, что бывшим Минобразованием России не были утверждены рекомендации по разработке ПООП СПО.
Эксперты указывают на необходимость пересмотра Федерального закона в части, регулирующей применение профессиональных стандартов в ФГОС профессионального образования: изменение подхода к применению профессиональных стандартов, что позволит более оперативно учитывать изменения в данных стандартах в системе подготовки кадров. Для этого предлагается трансформировать подход к применению профстандартов при формировании ФГОС профессионального образования: в них необходимо закрепить описание потенциальной профессиональной деятельности выпускников с использованием профессиональных стандартов (как одного из источников), а также закрепить требования к формированию результатов освоения образовательных программ на основе профессиональных стандартов. Перечень конкретных профессиональных стандартов должен быть перенесён на уровень примерных основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ, где указанные профессиональные стандарты будут применяться при формировании профессиональных компетенций и дескрипторов к ним. При этом целесообразно сохранить подходы к актуализации ФГОС высшего образования и ФГОС среднего профессионального образования, выработанные в 2015-2018 гг. (ФГОС 3++).
С аналогичными проблемами выступили также Александр Буйневич - начальник отдела ЧУ «Газпром ЦНИС» и Антон Ажгиревич - заместитель исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Коллеги отметили также что не решается вопрос об оплате как разработки ПООП, так и их экспертизы.