Генеральный директор СПКРФ Диана Маштакеева – о результатах работы в 2021 году, задачах на 2022 год, реализованных проектах СПКФР и процессе взаимного признания свидетельств о квалификации на международном уровне.
Генеральный директор СПКРФ Диана Маштакеева – о результатах работы в 2021 году, задачах на 2022 год, реализованных проектах СПКФР и процессе взаимного признания свидетельств о квалификации на международном уровне.
– Вопрос обязательности применения профессиональных стандартов обсуждается на различных площадках. Выстраиваете ли вы политику сближения результатов независимой оценки квалификации и квалификационных требований к специалистам финансового рынка в разрезе отраслевого законодательства?
– Для финансового рынка вопрос определения квалификационных требований к специалистам регулировался на уровне отраслевого законодательства. Вступление в силу федерального закона № 232 и, как следствие, принятие плана мероприятий определили системный переход на независимую оценку квалификации.
Это однозначно будет способствовать выполнению следующих задач: учесть 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» в рамках квалификационных требований, входных барьеров в профессию, допуска к должности в ряде финансовых организаций; гармонизировать квалификационные требования, устанавливаемые Банком России и формирующиеся в рамках НСК, и, таким образом, избежать практик двойного арбитража (избыточность или противоречивость процедур); обеспечить эффективный контроль за переходом к системе НОК специалистов финансового рынка; проинформировать участников финансового рынка о позиции Банка России по независимой оценке квалификаций.
Уже сегодня пошли системные изменения в нормативно-правовом обеспечении требований 238 ФЗ, и как следствие результаты работы в СПКФР при определении квалификационных требований специалистов финансового рынка.
Из наиболее значимых можно выделить то, что с 1 октября 2021 года действуют обновленные требования к квалификации физических лиц, которые могут быть признаны квалифицированными инвесторами на основании имеющейся у них квалификации
Согласно подпункта 5 пункта 4 статьи 51.2 федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно имеет квалификацию в сфере финансовых рынков, подтвержденную свидетельством о квалификации, выданным в соответствии с частью 4 статьи 4 федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов при проведении процедур признания клиентов – физических лиц квалифицированными инвесторами, в порядке, определенном утверждаемыми ими регламентами признания лиц квалифицированными инвесторами, должны учитывать наличие свидетельства о квалификации по квалификациям на основе профессионального стандарта «Специалист рынка ценных бумаг», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 марта 2015 года, № 184н.
Кроме того, в соответствии с Указанием Банка России от 2 ноября 2018 года № 4956-У (ред. от 1 августа 2019 года) «О требованиях к инвестиционным советникам», требования, предусмотренные пунктом 3 этого Указания, являются необязательными для инвестиционного советника, являющегося индивидуальным предпринимателем, если инвестсоветник
имеет свидетельство о квалификации, подтверждающее соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист по финансовому консультированию», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 года; имеет сертификаты «International Certificate in Advanced Wealth Management» (ICAWM), «Investment Management Specialist», «Financial Adviser», «Certified Financial Planner», «Chartered Financial Analyst (CFA)», «Certified International Investment Analyst (СIIА)» или «Financial Risk Manager (FRM)».
А согласно информационному письму Банка России от 1 октября 2020 года № ИН-06-28/143 «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах», решено, что профессиональные требования к работникам структурного подразделения внутреннего аудита целесообразно устанавливать с учетом требований профессионального стандарта «Внутренний аудитор».
– Какова позиция СПКФР по вопросу оценки квалификации по международным стандартам? Планируется ли интеграция в российскую систему оценки квалификаций международных форм оценки?
– В этом направлении у СПКФР серьезные результаты. Мы проделали большую работу в части международной сопоставимости и взаимного признания свидетельств о квалификации на международном уровне. Экспертами СПКФР разработаны методика сближения и перечень локальных нормативных актов СПКФР для обеспечения данного процесса. В разработке принимали участие эксперты РСПП, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Финансово-бизнес-ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества и Евразийской экономической комиссии. Инициатива поддержана Деловым советом ЕАЭС в рамках заседания президиума 27 сентября 2018 года.
В соответствии со статьей 97.1 договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного странами-участниками ЕАЭС, «работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда».
СПКФР заключил меморандумы о взаимном признании дипломов и сертификатов друг друга и свидетельств о независимой оценке квалификации для получения взаимных зачетов с такими организациями как CIMA – Chartered Institute of Management Accountants (Лондон), 28 ноября 2018 года; ICB-Global, о взаимном признании квалификаций (Лондон), 28 ноября 2018 года; АССА (The Association of Chartered Certified Accountants) (Москва), 25 февраля 2020 года.
Принято решение о признании международных свидетельств по ряду квалификаций в системе независимой оценки квалификаций СПКФР. При наличии действующего диплома АССА, и/или ИСФМ, и/или CIMA и подтверждении соответствия соискателя требованиям к образованию и опыту работы, соискателю засчитывается теоретическая и (или) практическая часть профессионального экзамена, и принимается положительное решение о соответствии квалификации соискателя требованиям по соответствующему профессиональному стандарту.
– Есть что-то, что мешает этой работе?
– Да, к сожалению. Стагнирующим фактором развития этого проекта является отсутствие проработанного механизма правового регулирования признания свидетельств о независимой оценке квалификаций в международных системах сертификации. Кроме того, и в действующей системе НОК существуют ограничения по полноценному признанию форм проведения и результатов соискателей, полученных в рамках иных систем оценки квалификаций (в том числе международных).
Такое же ограничение можно констатировать в части признания результатов обучения выпускников по программам, с подтвержденным статусом оценки качества образования на предмет соответствия требованиям профессиональных стандартов. Реализованные проекты СПКФР (в том числе – инициированные Национальным агентством развития квалификаций) полностью подтверждают готовность участников системы и потребителей к нормативно-правовым изменениям.
Банк России также готов участвовать и оказывать содействие в проработке механизмов правового регулирования процессов признания международной сопоставимости систем профессиональных квалификаций. Инфраструктурно СПКФР полностью готов к запуску системы независимой оценки квалификаций по всей территории России. СПКФР представлен во всех федеральных округах России – Совет наделил полномочиями центра оценки квалификаций 48 организаций, и более 150 организаций являются экзаменационными центрами. ЦОКами было проведено более 6 тыс. профессиональных экзаменов для соискателей.
– С какими регионами вы работаете наиболее активно? Насколько успешно реализуется разработанная вами региональная модель развития?
– Я бы не стала выделять успешность или неуспешность конкретного региона. Во-первых, у нас нет четких целевых показателей по переходу на НОК в СПКФР и национальной системе в целом. Успешность реализации можно оценить в конечной задаче регионального удовлетворения обеспечения высококвалифицированными кадрами внутри региона, достаточности перечня и предложений по форме реализации образовательных программ и целевого обеспечения трудоустройством выпускников и населения. Могу с уверенностью сказать, что благодаря четко выстроенной системе регионального развития, заинтересованности и ответственности руководства представительств СПКФР мы выполняем задачу организационно-технического обеспечения деятельности СПКФР в региональном разрезе по всем направлениям деятельности.
Также стоит отметить, что именно благодаря апробационной практике и инициативе регионов мы реализовали многие кейсы.
Например, на базе Алтайского представительства АНО «Алтайский центр развития квалификаций и компетенций» под руководством Валерии Айбасовны Ивановой был запущен проект и успешно реализуется модель по сближению системы НОК и стандартов WS. На базе отделения Якутии мы запустили процесс проработки системы сопряжения промежуточной аттестации, ГИА/НОК в высшем и среднем профессиональном образовании, апробируем методику по проведению НОК в форме аттестации при завершении программ ДПО. На базе представительства в Петербурге в тесном взаимодействии с СПбГЭУ отработали методику сближения международных квалификаций. Мы смогли запустить специализированную олимпиаду по финансовой грамотности, ориентированную на требования ряда профессиональных стандартов, победители которой уже сейчас могут быть зачислены в СПбГЭУ на профильные программы обучения, в том числе высшего образования. И таких уникальных кейсов множество.
Позитивным является и участие в наших проектах и становления региональной системы представителей системы образования. Например, Финансовый университет при Правительстве РФ, имея обширную региональную сетку, возглавляет методическую и организационную работу по выработке системы мониторинга рынка труда, факультет социологии Финансового университета проводит на постоянной основе анализ инструментов, применяемых в поиске решений по перспективным и актуальным профессиям. Благодаря такому подходу мы не только получаем результат, но и понимаем, как необходимо перестроить систему интерфейса узнаваемости и восприятия рынка, что очень важно в региональном аспекте.
– Расскажите, пожалуйста, о конкретных кейсах в сфере профориентации.
– Наша команда последние 6 лет популяризирует и информирует различные целевые группы о независимой оценке квалификаций. Самые значимые проекты: FinSkills Russia – всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов финансового рынка; WorldSkills Russia – проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства; проект «ГИА/ПА – НОК» – государственная итоговая аттестация / промежуточная аттестация, сопряженная с независимой оценкой квалификации.
В сотрудничестве с Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Московский центр технологической модернизации образования» мы провели конкурсы, основанные на требованиях профессионального стандарта «Финансовый консультант», – «Финансовый советник»; «Защита прав потребителей финансовых услуг»; «Инструменты фондового рынка»; обучающий проект «Я – предприниматель».
Совместно с ВШЭ, СПБГЭУ и Финансовым университетом при Правительстве РФ проводим олимпиады, основанные на требованиях профессионального стандарта «Финансовый консультант»: «Финансы поколения Z»; «Я – профессионал». День Рубля.
Еще один важный для нас проект – образовательно-технологический кластер «Профиль» (ОТК «Профиль»), который мы открыли совместно с Бизнес-школой РСПП. Он направлен на формирование и актуализацию банка востребованных профессий на основе требований работодателей, создание механизма сбора целевых заявок на прохождение обучения для всех категорий слушателей, проведение образовательных программ с последующим проведением демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и независимой оценки квалификации по стандартам СПКФР. Самое важное в этом проекте, что он создан для обучения граждан предпенсионного возраста.
В рамках проекта по профориентации более 20 тысяч человек получили сертификаты признания. Тем не менее, мы считаем, что полноценный процесс внедрения независимой оценки квалификации в сфере образования еще требует проработки, как в нормативно-правовом направлении, так и в создании дружелюбной, клиентоориентированной системы узнаваемости.
Наши эксперты проводят скрупулезную работу по обеспечению сопоставимости форм реализации оценочных мероприятий и предмета оценивания. У нас открыта система партнерских программ, мы используем принцип синхронного движения «трех маятников». Для этого нашим потенциальным партнерам необходимо пройти процесс самообследования на предмет соответствия требованиям профессионального стандарта и можно инициировать предметный партнерский диалог. После чего уже методологи СПКФР проводят верификацию и готовят экспертное заключение, на основании которого СПКФР принимает решение о возможности зачета результатов оценки соискателей по партнерским программам в системе НОК. Кроме того, у нас действует регламент проведения профессионального экзамена в рамках признания действующих сертификатов при соблюдении прочих требований к наличию образования и опыта работы. Как показала аналитика, такая система позволяет снизить финансовые издержки, дублирование процедур и, что самое главное, предоставить соискателю право самостоятельного выбора по формированию траектории и подтверждению уровня профессиональной квалификации.
– В чем, на ваш взгляд, заключается основные задачи по переходу на следующий уровень развития системы профессиональных квалификаций?
– Мы успешно прошли первый этап становления. Система, о которой мы говорим, еще молода, уже сейчас мы видим востребованность со стороны рынка, но одновременно видим и необходимость системных изменений в части масштабирования и «промышленного внедрения». Это задача на ближайшую перспективу.
Нашими экспертами во взаимодействии с НАРК и другими отраслевыми СПК инициирована работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения организации НОК. Основные изменения касаются вопросов сокращения сроков рассмотрения процедур связанных с разработкой Профессиональных стандартов, квалификаций и сближения терминологического контента сферы рынка труда, системы образования и стратегий развития отраслевых рынков в части определения требований к квалификации. Система развивается, и анализ пройденного пути показывает наличие дублирующего функционала в части организации работ по проведению оценки профессиональных квалификаций различными структурами. Логичным представляется возможность учета результатов таких оценок в системе НОК через организацию валидации проведения форм и методов оценки на базе других организаций и сопоставления предмета оценки. Такие изменения позволят выстроить единую систему координат, сократить дублирующие функции и, что важно, сократить расходы работодателей и соискателей при получении услуги оценки квалификации в Центрах оценки квалификации.
Важный проект этого года – деятельность СПКФР по подготовке предложений по отмене отдельных параграфов ЕТКС/ЕКС в связи с принятием соответствующих профессиональных стандартов. Решением СПКФР от 10 июня 2021 года создана рабочая группа по разработке предложений по отмене устаревших квалификационных требований (в том числе – из справочников ЕТКС и ЕКС) в связи с внедрением профессиональных стандартов, утверждены Положение и состав рабочей группы.
В соответствии с утвержденным планом выполнения работ по разработке предложений по отмене устаревших квалификационных требований в связи с внедрением профессиональных стандартов готовится аналитический отчёт о применении ЕКС, справочника профессий, профессиональных стандартов, ведется работа по установлению тождественности наименований должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Планируется направление итоговых документов в рабочую группу Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и в Минтруд России до конца этого года.
Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов, опубликованные в апреле 2016 года, сориентировали рынок труда на системный переход на требования профессиональных стандартов и отмену ЕТКС и ЕКС. Результат нашей работы в этом направлении позволит выстроить единые требования к специалистам и простит работу кадровых подразделений работодателей. Мы подошли к процессу, осознанно ориентируясь, прежде всего, на показатели достаточности действующей инфраструктуры НОК на финансовом рынке и уже апробированные результаты по применению требований профессиональных стандартов на предприятиях.
Андрей Лазарев, «Профессионал. Финансы», 12 декабря 2021