О результатах деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) в 2018 году и о планах на предстоящий год обозреватель портала Finversia.ru побеседовал с генеральным директором СПКФР Дианой Маштакеевой.
О результатах деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) в 2018 году и о планах на предстоящий год обозреватель портала Finversia.ru побеседовал с генеральным директором СПКФР Дианой Маштакеевой.
- Для начала хочу задать в какой-то мере обывательский вопрос, связанный с тем, что финансы – это межотраслевой сегмент, в котором так или иначе задействовано очень много людей. Во многих семьях есть те, кто работает в бухгалтерии, в аудите, в банке и т.д. Как известно, с 1 июля 2019 года утрачивают правовую силу старые квалификационные аттестаты специалистов финансового рынка. Это что, значит, наступает момент, когда все люди, занятые в финсекторе, будут вынуждены снова сдавать квалификационные экзамены, чтобы подтвердить свою профпригодность?
- Да, в 11 статье ФЗ-238 о независимой оценке квалификации (НОК - прим. ред.) очень жестко регламентирован переходный период. С июля 2019 года в России действительно перестанут действовать иные системы аттестации – как добровольные, так и те, что осуществлялись в рамках отраслевых обязательных систем квалификации. Возьмем, к примеру, финансовый рынок. Допуск замещения должностей здесь на сегодня регулируется в рамках аттестации Центрального банка РФ. Между СПКФР и ЦБ подписано соглашение о плавном переходе в институт независимой оценки квалификации.
Как этот институт в конечном итоге будет выглядеть? По этому поводу еще очень много вопросов, которые в настоящее время мы с мегарегулятором продолжаем решать в соответствии с планом мероприятий. Но в целом система будет построена следующим образом. При замещении должности необходимо отвечать требованиям квалификации, которая прописана в профессиональном стандарте. Это значит, что специалистам нужно уже сейчас ориентироваться на то, чтобы иметь необходимый уровень образования и опыт работы – соответствующие параметры также прописаны в профстандарте.
Для перехода к системе независимой оценки квалификации по указу президента России сформирован институт центров оценки квалификации (ЦОК - прим. ред.). ЦОК – это коммерческие структуры, которые будут проводить независимую оценку квалификации по правилам, утвержденным на уровне правительства России. Задача советов по профквалификациям – разработать требования: как к профессиональному стандарту, так к квалификации. Именно на площадках ЦОК будет присваиваться соответствующая квалификация. Конечно, наша рекомендация – заранее побеспокоиться о необходимости сдачи квалификационного экзамена.
- Кто об этом должен заботиться? Сами люди, в первую очередь? Или работодатель?
- Варианты разные. И оба четко прописаны на уровне нормативных документов. Либо соискатель самостоятельно на собственные средства проходит оценку квалификации. Либо работодатель за счет компании помогает провести аттестацию своего персонала. Поэтому соискателю на прохождение квалификационных экзаменов нужно обратиться в кадровый департамент по месту работы и обсудить вопрос о том, каким образом ему предстоит достичь того уровня квалификации, который прописан в соответствующем его должности профессиональном стандарте.
- Это же получается, что огромная масса народа должна будет сдать эти квалификационные экзамены буквально в течение полугода. А после 1 июля что делать тем, кто не успеет это сделать?
- Система выстраивается очень жестко. Проверки будут проводиться на территории работодателя. Именно он несет ответственность за квалификацию специалиста, работающего на предприятии. Мораторий на соответствующие проверки, который действовал до недавних пор, сейчас по многим направлениям снят; подразделения трудовой инспекции уже вовсю работают в разных регионах. Более того, есть первые прецеденты, когда они выписывают административные штрафы из-за отсутствия подтверждения квалификации у работающих на предприятиях специалистов.
Поэтому наш совет однозначный – если ты действующий специалист, планируешь и дальше работать в своей компании, то планы по достижению твоей квалификации в рамках новых правил нужно проработать с отделом кадров. И другой вариант. Если ты находишься в поисках работы, то здесь ответственность непосредственно лежит на самом специалисте. И, как правило, и это уже сформированная практика, соискатели самостоятельно обеспечивают себе получение квалификации в ЦОК.
- Сколько человек, работающих на финансовом рынке, уже прошли на сегодняшний день через эти экзамены?
- В настоящее время чуть больше тысячи человек прошли оценку квалификации. Много это или мало? Да, в целом для рынка это очень небольшая цифра. Но, скажем так, в промышленном масштабе к аккредитации ЦОКов мы приступили только с мая 2018 года. Но даже летом – в период отпусков, а затем и осенью мы увидели, что люди активно шли сдавать экзамены.
- А как вы думаете, коллапса на рынке не будет, если тысячи специалистов не успеют сдать экзамены?
- Думаю, коллапса не будет. Мы предложили достаточно лояльные условия на время переходного периода. Мы согласовывали с ЦБ РФ, Росфинмониторингом и другими профильными ФОИВами [федеральными органами исполнительной власти - прим. ред.], что действующие аттестаты будут действовать еще какое-то время. Но, к сожалению, мы не можем полноценно влиять на ситуацию, потому как проверяющей инстанцией не являемся. Этим органом является трудовая инспекция. Мы будем вести переговоры ближе к июлю 2019 года, если будем чувствовать, что, как вы говорите, рынку будет грозить коллапс. Будем стараться согласовывать с трудовой инспекцией вопрос по переносу проверок на какой-то период.
Для нас это действительно очень важная задача – безболезненный переход на новую систему. Очевидно, что ситуация сегодня складывается так, что полноценная инфраструктура для института НОК в масштабах всей России еще не готова. У нас на некоторых территориях нет центров оценки квалификаций, у многих работодателей не заложены в достаточном объеме средства на этот процесс. Хотя, надо заметить, что в налоговом кодексе прописаны налоговые льготы. Как работодатель, так и соискатель могут соответствующие расходы относить на возмещение подоходного налога.
- Речь пока идет только о госкомпаниях?
- Не совсем так. У нас три этапа переходного периода. Первый, как мы уже сказали, начнется 1 июля 2019 года. Перестанут действовать все иные системы аттестации. В январе 2020 года предполагается переход в систему независимой оценки квалификаций для госкомпаний и корпораций с госучастием. Причем для всех, а не только по обязательным аттестациям и по обязательным допускам. Это значит, что даже квалификацию водителей или операторов, скажем, ВГТРК нужно будет привести в соответствие требованиям профессиональных стандартов. Для всех профессий, для которых такие стандарты есть. То есть повсеместно, по всем занимаемым и замещаемым должностям к январю 2020 года нужно будет это сделать.
И третий этап переходного периода пока не ограничен сроками. Сейчас идет его проработка. Он предполагает полную отмену справочников ЕКС [Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих - прим. ред.] и ЕТКС [Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих - прим. ред.] и замещение их на требования профессиональных стандартов. Сегодня справочники являются альтернативным методом учета в сфере кадровой политики, как только они будут отменены, всем кадровикам во всех компаниях нужно будет ориентироваться исключительно на требования профессиональных стандартов. Первый параграф в ЕКС и ЕТКС, который мы предложили отменить, касается бухгалтерского учета.
- Вы уже сказали, сколько людей сдали экзамены. А какие еще итоговые цифры, результаты деятельности СПКФР сейчас можно назвать?
- Этот год был очень насыщен событиями. Мы перешли из стадии формирования инфраструктуры для системы независимой оценки квалификаций к стадии практической реализации. Мы работали над инфраструктурой с учетом требований к лицам с ограниченными возможностями. Также мы укрепляли международные связи. В частности, достигли со странами-участниками ЕАЭС определенных результатов в плане сближения квалификационных требований. Кроме того, мы стали первым отраслевым СПК, который в рамках системы НОК подписал масштабное соглашение на международном уровне. Нашими партерами стали две основные действующие на территории Великобритании системы аттестации, в частности, CIMA [The Chartered Institute of Management Accountants - прим. ред.] и ИСФМ [Институт сертифицированных финансовых менеджеров – российское представительство ICB-Global, Institute of Certified Bookkeepers - прим. ред.]. Это значит, что не только российская сторона будет учитывать международные квалификационные требования в национальной системе, но и наш национальный квалификационный аттестат будет восприниматься Великобританией как достаточный для допуска при замещении должностей.
- Каких специальностей это касается?
- По направлениям бухгалтерского учета, внутреннего контроля и внутреннего аудита. Это первый блок, над которым мы активно работали в уходящем году.
Но вернемся к итогам. Мы в этом году утвердили входную квалификацию. На предыдущей нашей встрече мы говорили, что одна из главных задач на 2018 год – это формирование входной квалификации, которая не предполагает жестких требований к опыту работы, к уровню подготовки для выпускников, для школьников, для лиц, имеющих другую профессию. Это простой механизм входа в профессию. Кстати, в той же Великобритании специалисты на сегодняшний день имеют уровень подготовки нашего 9-го класса. Все остальное достигается путем наработки трудовой квалификации в процессе жизни.
Еще одну большую задачу мы реализовали совместно с ВЦИОМ и Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). Мы разработали методику мониторинга рынка труда. Нам удалось автоматизировать все процессы, и в настоящее время мы проводим сбор информации с кадровых департаментов, с организаций, которые занимаются трудоустройством, по перечню квалификаций востребованных на рынке. Это тоже очень значимый блок в нашей деятельности. Анализ полученных данных дает понять, какие квалификации действительно нужны рынку, какие необходимо упразднить, а какие – требуют усиления. Мы предполагаем, что результаты мониторинга для нас станут основным показателем при распределении контрольных цифр при приеме на бюджетные места в учебных заведениях в разных регионах.
Еще одна важная задача, которая была успешно решена, - совершенствование методики по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОАОП). Мы договорились с Рособрнадзором о подписании соглашения в части учета критериев при проведении государственной аккредитации и ПОАОП. Это позволит учитывать результаты государственной аккредитации в своих процедурах, и наоборот, государственная аккредитация будет учитывать наши результаты. Кроме того, мы договорились с 2019 года проводить государственную аккредитацию совместными усилиями. Это большой шаг в развитии института независимой оценки квалификаций в принципе. Это исключает дублирование функций.
По ПОАОП у нас есть еще один позитивный результат. Мы заключили соглашение с Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), которое представляет международные стандарты на территории Российской Федерации, отвечающие требованиям Болонского процесса (процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В частности, мы сопрягаем методики международных аккредитационных агентств по стандартам. Это значит, что сфера образования, используя нашу аккредитацию, будет получать, в том числе, аккредитацию международную, которая прямо пропорционально влияет на мировые рейтинги ПОА.
Наконец, мы расширили перечень экспертов по всей территории России. На сегодня их количество уже практически является достаточным для запуска независимой оценки квалификаций в промышленных масштабах.
Мы также завершили работу по формированию служб внутреннего контроля СПКФР. На каждой территории России теперь есть свое соответствующее подразделение, которое обеспечивает мониторинг и контроль за деятельностью центров оценки квалификаций. С ФОИВами мы проговорили вопрос о выделении специалистов, которые будут входить в эти службы внутреннего контроля. Они, в частности, будут заниматься вопросами допуска ЦОК, где есть обязательная система допуска, вопросами проведения процедуры аттестации.
- Вы сказали, что инфраструктура для НОК еще не полностью готова, что она находится на стадии формирования. Возможно ли на этапе роста появление недобросовестных «коммерциализированных» ЦОКов-однодневок, которые будут завлекать к себе людей?
- Вы имеете в виду продажу квалификационных аттестатов? Давайте говорить откровенно. Чтобы минимизировать такую возможность, мы и двигаемся очень осторожно. Конечно, Россия большая, и из Москвы мониторинг и контроль за деятельностью ЦОК вести крайне тяжело.
Что касается коммерциализации, то все ЦОК работают на коммерческой основе. Это предусмотрено законом и соответствует принципу независимости, который обеспечивается платностью процедур. Соответствующий инструмент был изначально прописан в 238-ФЗ. Но при этом мы понимаем, что без мониторинга и контроля нельзя обеспечить должный уровень добросовестности, гарантировать качество такого инструмента – как специалистам, так и работодателям.
В законе жестко прописаны требования по проведению профессионального экзамена. Они также прописаны на уровне постановления российского правительства. Все процессы и процедуры регламентированы. С нашей стороны система мониторинга также очень детально проработана. Я уже сказала, что будут созданы постоянно действующие территориальные службы контроля. Кроме того, процедура предполагает ведение видеосъемки экзаменационного процесса НОК. Также будет работать апелляционная комиссия, где каждый соискатель и работодатель имеет право обжаловать процедуру. Чего, кстати, не было в системе обязательной аттестации мегарегулятора.
- Два небольших прикладных вопроса. Во-первых, как не попасться на удочку тех ЦОК, где все же не удастся обеспечить необходимый уровень добросовестности, как определить, скажем так, правильный ЦОК? И сколько стоит оценка квалификации для соискателя?
- Все ЦОК являются структурами, которые прошли процедуру отбора. Есть соответствующие реестры Минтруда России. Вся информация публична, она есть как на сайте министерства, так и на сайте СПК, а также на синхронизированных с ними ресурсах самих ЦОК. Какие есть уполномоченные центры оценки квалификаций, кто является экспертами, аккредитованными при этих центрах (у экспертов тоже есть свой уровень квалификаций и соответствующий статус, который закреплен на уровне национального реестра)? Все ответы на эти вопросы есть на открытых официальных информресурсах, что является важным условием закона.
Что касается стоимости, то есть методика ее расчета. Ее базис предложило Национальное агентство развития квалификаций. На сегодня минимальная стоимость профессионального экзамена составляет 7,5 тыс. рублей. Средняя по рынку – 10 тыс. рублей.
Существует единая тарифная политика, которая утверждается на уровне СПК и профильных комиссий. Они в свою очередь в каждом конкретном случае по утвержденным методикам определяют стоимость проведения профессиональных экзаменов – с учетом уровня и сложности квалификации. В целом методика расчета цен ориентирована на оплату экспертов, принимающих участие в процедуре оценки. Поэтому, чем выше уровень квалификации, тем больше средств нужно на гонорар экзаменаторам, и тем дороже процедура сдачи профэкзамена.
При этом замечу, что сейчас мы работаем над тем, чтобы стоимость экзаменов снижалась. В частности, 15 ноября было принято решение о системных скидках для лиц с ограниченными возможностями, а также для студентов и для лиц предпенсионного возраста. Скидка составляет до 30%. Кроме того, в России принято постановление о регулировании тарифов, и мы сейчас работаем над вопросом внедрения регионального коэффициента, который позволит регулировать стоимость профессионального экзамена в зависимости от места его прохождения.
- Каковы планы СПКФР на 2019 год, какие вопросы на повестке?
- Вопросы все те же. Это актуализация уже принятых квалификаций, пополнение фонда оценочных средств и самый важный вопрос – это обеспечение инфраструктуры и безопасности самой процедуры профессионального экзамена. Мы ведем большую работу по формированию автоматизированной системы (АС) СПКФР, которая предполагает работу в «цифре» со всеми целевыми аудиториями, начиная с соискателей и заканчивая сферой образования. В промышленном масштабе мы планируем запустить АС с февраля 2019 года. Первыми ее участниками будут непосредственно ЦОК и службы СПКФР. В данной системе будут храниться все результаты профессиональных экзаменов, вся информация по актуализации комплектов оценочных средств, по апелляциям и пр.
Ну и, по-прежнему, будет вестись работа над совершенствованием процедур, связанных с переходным периодом. Мы в системном режиме встречаемся с представителями рынка аттестаторов, договариваемся о плавном переходе действующей системы аттестация в институт независимой оценки квалификаций. Здесь всем найдется место – у нас нет задачи создать некий совершенно новый инструмент. Да, мы стремимся все максимально автоматизировать, но при этом главным условием является сохранение всей ценности предмета.
При этом во многих случаях требуется усложнение процедуры, поскольку действующая аттестация не предполагают практической части. А одной из главных задач реформы с переходом на НОК как является комплексность, которая заключается не только в подтверждении теоретических знаний специалиста, но и его практических умений. Автоматизация процесса предполагает, в том числе, интеграцию в процедуру экзамена программных продуктов, используемых отраслями. Например, это может выглядеть следующим образом: бухгалтер, который хочет подтвердить квалификацию по расчетам зарплаты, должен будет прямо на экзамене показать умение работы с программой 1С.