У аудиторов появился свой профстандарт
Недавно вступил в действие профессиональный стандарт «Аудитор». Все ли аудиторы обязаны его соблюдать? На что обращать внимание при заказе аудиторских услуг? Об этом рассказывает руководитель рабочей группы по разработке профстандарта «Аудитор».
Марина Алексеевна, обязательно ли всем аудиторским фирмам соблюдать профессиональный стандарт «Аудитор»?
М.А. Поникарова: Профстандарт — это перечень трудовых действий, умений, знаний, а также требований к работнику определенной должности. C 1 июля 2016 г. вступает в силу ст. 195.3 ТК РФ. По ней профстандарты обязательны к применению в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены ТК РФ и иными федеральными законами.
Законом об аудиторской деятельности установлены требования к квалификации аудитора: наличие квалификационного аттестата, членства в СРО, высшего образования и опыта работы.
Остальные содержащиеся в профстандарте характеристики, обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами РФ, работодатели могут принимать во внимание по своему усмотрению. То есть введение профстандарта в первую очередь отразится на управлении персоналом аудиторских фирм.
Какими документами должно подтверждаться соответствие работников аудиторской фирмы профстандарту?
М.А. Поникарова: На данный момент основным документом, подтверждающим квалификацию аудитора, является его квалификационный аттестат. Сведения о нем любое заинтересованное лицо может посмотреть в реестре Минфина России. Там же можно проверить членство аудитора в СРО. Вся информация открыта.
Кроме того, по Закону аудиторы обязаны каждый год повышать свою квалификацию. При желании подтвердить квалификацию работников и их соответствие профстандарту можно в рамках аттестации персонала, которую проводит аудиторская фирма-работодатель.
О соответствии профстандарту могут свидетельствовать и результаты проверок качества работы аудиторской фирмы и ее работников со стороны СРО, в программу которых в скором времени будут включены отдельные положения профстандарта.
Если работники аудиторской фирмы не соответствуют профстандарту, будет ли действительным выданное этой фирмой заключение?
М.А. Поникарова: Случаи признания аудиторского заключения недействительным (заведомо ложным) установлены Законом об аудиторской деятельности. Причин для этого всего две:
- если аудит не проводился вообще, а заключение выдано;
- если аудит проводился, но заключение явно не соответствует содержанию проверки (например, когда найдены существенные искажения отчетности, но в заключении аудитора об этом нет ни слова).
То есть когда налицо заведомый подлог и аудитор это осознает.
Аудиторское заключение признается заведомо ложным только по решению суда. Это сложная процедура, и практики в нашей стране на данный момент нет. Так что положения профстандарта в таком контексте не вполне применимы.
На что клиенту надо обратить внимание при выборе аудитора?
М.А. Поникарова: Начну, наверное, с основ — аудиторская фирма должна иметь право вести аудиторскую деятельность. Желательно заглянуть в реестр Минфина и проверить, состоит ли конкретная аудиторская фирма в одном из СРО аудиторов. Либо эту информацию можно запросить у самой аудиторской организации. Уважающая себя аудиторская организация, помимо этой информации, расскажет про страхование ответственности, прохождение контроля качества, количество аудиторов и особенности договора.
Если заказчик — государственная корпорация, ГУП, МУП или организация, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности не менее 25%, она обязана выбрать аудитора по итогам открытого конкурса.
Но некоторые организации добровольно практикуют конкурсный отбор аудитора, устанавливая для этого свои критерии.
Один из основных, наверное, — фактор цены?
М.А. Поникарова: На фактор цены сильно влияют вид деятельности, обороты, структура заказчика. Аудиторская проверка — это и планирование, и контроль качества, и документирование итогов. Время, когда аудитор сидит у клиента, — это только часть времени, которое тратится на качественную аудиторскую проверку и составление рабочих документов по ней.
Поэтому, какой бы маленькой ни была фирма-клиент, провести аудит за пару дней не получится. На сайтах некоторых СРО аудиторов можно найти калькулятор трудоемкости проведения аудита для разных организаций. Конечно, это субъективная оценка и она поверхностна, но неким ориентиром служить может.
И если аудиторская фирма предлагает провести за 30 тыс. руб. аудит компании с непростой структурой, несколькими видами деятельности и большими оборотами — следует серьезно задуматься, чем может обернуться ваша экономия.
Какие критерии качества аудиторских услуг самые важные?
М.А. Поникарова: Один из основных показателей качества работы аудиторской фирмы — успешное прохождение внешнего контроля качества. Такая процедура обязательна по Закону об аудиторской деятельности. Если аудиторская фирма не проверяет общественно значимые хозяйствующие субъекты — то это контроль качества со стороны СРО.
Если проверяет — то дополнительно контроль качества проводит еще и Росфиннадзор.
Это очень серьезная проверка, и не так много организаций проходят ее без замечаний. Информацию о результатах контроля качества своих членов СРО обычно размещают у себя на сайтах. Делает это и Росфиннадзор.
На какие еще моменты стоит обращать внимание?
М.А. Поникарова: Попробуйте до заключения договора уточнить, какой опыт у аудиторской фирмы и ее работников, были ли клиенты из вашей отрасли или сферы деятельности.
Не бойтесь уточнять особенности проведения аудита и другие волнующие вас вопросы, в таком уточнении заинтересован не только клиент, но и она аудиторская компания.
Перед заключением договора она сама задает клиенту достаточно много вопросов, чтобы оценить объем работы, достаточность квалификации своих работников и риски со стороны клиента. Чем больше вы узнаете друг о друге до заключения договора, тем обоснованнее будет решение о проведении аудита.