A A= A+ Татьяна Крылова: "Подготовка экспертов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ – важная общественная задача"

Завершился первый этап образовательного проекта по подготовке экспертов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ высшего, среднего специального и дополнительного образования. Этот проект реализуется Научно-образовательным институтом развития профессиональных компетенций и квалификаций Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации в условиях формирования Национальной системы профессиональных квалификаций, усиления внутригосударственной и международной конкуренции в сфере образования, когда наибольшую актуальность приобретает подтверждение профессиональным сообществом практической значимости и качества, реализуемых ВУЗами образовательных программ.

Вступающий в силу с 1 июля 2016 г. Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым ФГОС разрабатываются на основе профессиональных стандартов, ставит перед образовательными организациями задачу по актуализации реализуемых и созданию новых образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.
Одним из инструментов подтверждения реализации этой задачи является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, предусмотренная также и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Несмотря на то, что профессионально-общественная аккредитация не носит обязательного характера, образовательные организации объективно заинтересованы в ней - как в одном из показателей своей конкурентоспособности и привлекательности реализуемых образовательных программ. Такая аккредитация может рассматриваться как эффективное средство коммуникации ВУЗов с широким кругом профессионалов, работодателей и с обществом в целом. Кроме того, наличие профессионально-общественной аккредитации у ВУЗа учитывается при прохождении им процедуры государственной аккредитации, при распределении контрольных цифр приема студентов, в мониторинге ВУЗов.
При этом, что немаловажно, сами процедуры профессионально-общественной аккредитации способствуют совершенствованию образовательной деятельности, выявлению имеющихся недостатков, выработке эффективных мер повышения качества профессиональных образовательных программ и их фактической реализации.

Все это с неизбежностью ставит вопрос о доверии со стороны ВУЗов, потребителей их услуг и общества в целом к профессионализму и высоким морально-этическим качествам экспертов, осуществляющих профессионально-общественную аккредитацию. Выступая в роли непосредственного заказчика аккредитации и оплачивая соответствующую экспертизу, ВУЗы должны быть уверены в высоком качестве этой экспертизы и авторитетности проводящей ее организации.
Созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.04.2014 года № 249 Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям можно считать такой авторитетной организацией. Одним из подтверждений этого является порядок взаимодействия между Минтрудом России, Минобрнауки России, Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и разработчиками профессиональных стандартов, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 295 по обеспечению учёта в ФГОС положений соответствующих профессиональных стандартов. Постановлением предусмотрено обязательное согласование проектов федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных (актуализированных) на основе профессиональных стандартов с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Наряду с основной задачей, стоящей перед Национальным советом – непосредственным участием в создании и развитии Национальной системы профессиональных квалификаций, в которую входит оценка соответствия проектов ФГОС профессиональным стандартам, Национальный совет организует проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, уже реализуемых образовательными организациями.
Профессионально-общественная аккредитация непосредственно проводится Советами по профессиональным квалификациям, уполномоченными на это Национальным советом. Решениями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (Протокол №10 от 20 мая 2015 г., протокол №12 от 30 сентября 2015 г.) профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в области экономики, управления и финансов проводится Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. Организацией, осуществляющей его функции, определена Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций», включенная в качестве аккредитующей организации в Национальный реестр профессионально-общественной аккредитации(http://nspk-poa.ru/).

Процедура профессионально-общественной аккредитации регламентирована типовыми положениями Национального совета и лежит в основе Положений, разработанных и принятых Советами по профессиональным квалификациям, в том числе и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка.

Общий порядок проведения Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка профессионально-общественной аккредитации заключается в следующем:
- рассмотрение аккредитующей организацией заявки от образовательной организации;
- принятие решения о проведении процедуры аккредитации;
- проведение образовательной организацией самообследования на основе критериев аккредитующей организации;
- формирование экспертной комиссии;
- анализ экспертами отчета о самообследовании образовательной организации;
- визит экспертов в образовательную организацию для проведения экспертизы на месте;
- принятие решения и его официальное оформление.

Успешное прохождение профессионально-общественной аккредитации образовательной программы подтверждается свидетельством, данные о котором вносятся в Национальный реестр ПОА.
Образовательным организациям предоставляется право подать апелляцию в Национальный совет в случае несогласия с результатами профессионально-общественной аккредитации.
Одной из важнейших задач, стоящей перед Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка при проведении профессионально-общественной аккредитации стоит задача по формированию состава уполномоченных экспертов.

Требования к экспертам регламентированы нормативными документами, утвержденными Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. Претендент на получение статуса эксперта должен отвечать соответствующим квалификационным требованиям и пройти специализированное обучение в уполномоченной Советом организации.

Важность и значимость специализированного обучения показала успешно завершившая подготовку в мае первая группа претендентов на получение статуса экспертов по программе «Эксперт по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ». Обучение было организованно и проведено Научно-образовательным институтом развития профессиональных компетенций и квалификаций ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» при участии Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.

Итоговым результатом обучения экспертов стало моделирование процедуры профессионально-общественной аккредитации. Были созданы группы, каждая из которых состояла из представителей образовательной организации, работодателей и общественной организации. Группы, выступая в роли аккредитуемой организации, готовили отчет по самообследованию образовательной программы, а затем, уже в роли аккредитующей организации формировали экспертное заключение - отчет эксперта о проведенной профессионально-общественной аккредитации этой образовательной программы.

Такая организация обучения выявила главную проблему в подготовке экспертов, а именно, хорошее знание представителями образовательных организаций сущности и структуры образовательных программ, но недостаточное знание структуры профессиональных стандартов, и, напротив, у представителей работодателей – обратной картины: хорошее знание профессиональных стандартов и недостаточное – содержания образовательных программ.

Экзаменационной комиссией были отмечены ответственность, с которой подошли слушатели к выполнению итогового задания, и качество проводимой экспертизы. Защита итоговых работ, осуществляемая как в очном режиме, так и в режиме on-line, имела характер профессиональной дискуссии, в которой могли принять участие все обучающиеся. Представители образовательных организаций и работодателей отметили полезность проведенного обучения не только с позиций будущих экспертов, но и с позиций поставщиков и получателей образовательных услуг. Полученные в результате обучения знания и навыки могут быть применены для актуализации как реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, так и самих действующих профессиональных стандартов.

С выпускниками программы налажено взаимодействие по практическому применению приобретенных компетенций в ходе реальной профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Вот некоторые отзывы о полезности проведенного обучения и вопросов о возникающих проблемах.

«Актуальность проекта по программе повышения квалификации «Эксперт ПОА ОП» очевидна и своевременна, поскольку назрела настоятельная необходимость тесного взаимодействия образования и бизнеса, т.е. образовательных программ и профессиональных стандартов. Принцип работодателей при трудоустройстве выпускников образовательных учреждений «Забудьте всё чему Вас учили и перенимайте опыт старых работников» должен остаться в прошлом. Именно тесное сотрудничество вузов и прежприятий, организаций, компаний по применению образовательных профессиональных стандартов позволит готовить высококвалифицированные кадры.» Николай Лабынцев, зав кафедрой бухгалтерского учета Ростовского государственного экономического университета

«Позвольте выразить благодарность в адрес Финансового университета за проведение программы повышения квалификации "Эксперт по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Актуальность программы ПОА в данный момент оцениваю как высокую, в связи с повсеместным внедрением и использованием в повседневной практике профессиональных стандартов, которым должны соответствовать образовательные программы. Считаю, что достаточно эффективная методика проверки образовательных программ на их соответствие профессиональным стандартам изучалась слушателями в рамках программы повышения квалификации «Эксперт по ПОА ОП». При подготовке и защите итоговой работы трудно было найти полный и исчерпывающий объем исходной информации для проведения полноценной профессионально-общественной аккредитации ОП, так как образовательные учреждения, в своем большинстве, пока еще не перестроились на разработку ОП, соответствующих действующим образовательным стандартам.» Петр Козин, Председатель Совета НП СРОО "Сообщество профессионалов оценки"

«Тематика программы, безусловно, очень актуальна. Выбранный формат обучения удобен, позволяет оптимально использовать рабочее время. Первоначально срок подготовки итоговой работы был определен очень сжатым. Правда, на подготовку итоговой работы у нас ушло 2 дня. Работали очень интенсивно. Благо, у нас большая практика разработки профессиональных стандартов, поэтому некоторые формулировки уже сложились и использовались автоматически. Для других слушателей, полагаю, времени потребовалось значительно больше. Поэтому продление сроков подготовки итоговой работы для них было гуманным шагом со стороны организаторов.
По прошествии времени не оставляет ощущение общения с хорошими профессионалами и приятными людьми. Искренне хочется поблагодарить организаторов программы и экспертов, пожелать профессиональных успехов. Наш университет уже запланировал проведение ПОА 2 программ. Идет подготовка документов. Хочется эту процедуру провести грамотно, нам надо чистоту процедуры и экспертизы четко соблюдать. Репутация СПК на старте проекта очень важна.» Валентина Федотова, директор Межотраслевого центра развития квалификаций УрФУ

 

"Можно много говорить о прикладном характере образовательных программ (ВО, СПО, ДПО), об их соответствии запросам работодателей, но самостоятельно оценить программу, понять, что в конечном итоге влияет на результат, осознать, что значит знания, умения и навыки для конкретного выпускника – потенциального работника – задача не из простых.  Этим и обусловлена актуальность подготовки экспертов ПОА. Что особенно важно в условиях становления системы профессиональных квалификаций в РФ и необходимости соответствия образовательных программ требованиям рынка труда, профессиональным стандартам." Ирина Иванова, заместитель председателя Регионального Совета по оценочной деятельности Волгоградской области 

На очередном заседании Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, которое состоялось 12 июля 2016 года состав экспертов, привлекаемых к проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ пополнился новыми членами из числа слушателей программы http://www.asprof.ru/poa/poa-reestr-ekspertov.
В настоящее время идет формирование второй группы подготовки экспертов, начало обучения которой намечается на 19 сентября 2016 года. Приглашаем всех заинтересованных представителей работодателей, образовательных и общественных профессиональных организаций зарегистрироваться в качестве слушателей нашей программы. Информация о программе на сайте http://finprofessional.ru/
Куратор проведения программы повышения квалификаций Малышева Марина Юрьевна [email protected]


Новости ЦОК