31 января 2017 года программа бакалавриата «Финансы и кредит» Уральского государственного экономического университета получила положительное заключение по результатам профессионально-общественной аккредитации (ПОА), проведенной Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. Руководитель программы, д.э.н., директор Института Финансов и права Марамыгин Максим Сергеевич поделился опытом прохождения процедуры и своим взглядом на систему профессионально-общественной аккредитации в России.
– Максим Сергеевич, как появилось решение пройти профессионально-общественную аккредитацию?
– Решение пройти ПОА появилось у меня очень давно. Дело в том, что я довольно долго сотрудничал с британскими вузами: 6 лет с бизнес-школой университета Anglia Ruskin и 2 года с Nottingham Trent University. И меня всегда восхищало, как взаимодействуют британские университеты с профессиональными сообществами. Я видел, что содержание программ действительно приближено к реальной профессиональной деятельности.
Хотя у нас ПОА тоже существует давно, и многие программы формально имеют такую аккредитацию – эта аккредитация смешная. Пройти ПОА можно было у любого работодателя, да и сама процедура не была формализована. Поэтому я был воодушевлен, когда стали говорить о системе профессионально-общественной аккредитации в России. То есть я давно был готов к ПОА, лишь ждал, когда её формализуют и сделают достойной прохождения.
В 2016 году Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка сформировал на отраслевом уровне нормативно-методическую базу и запустил процедуры ПОА образовательных программ в области экономики, управления и финансов. Важно, что практическим опытом ПОА и методикой приведения программ в соответствие с профстандартами Совет охотно делился, в том числе на тематических конференциях.
Одна их таких конференций состоялась в Екатеринбурге, после чего мы вплотную занялись подготовкой программы к профессионально-общественной аккредитации. К этому моменту я был готов морально, а в бюджете университета были заложены соответствующие средства.
– Почему для первой ПОА выбрали именно программу бакалавриата «Финансы и кредит»?
– Когда появилась возможность пройти эту новую, формализованную ПОА я стал изучать профессиональные стандарты и понял, что именно эта программа максимально приближена к профстандарту «Специалист по финансовому консультированию». В остальных программах этого пока нет.
Это не значит, что у нас плохие программы, просто профессиональные стандарты, в частности в банковском деле, очень узкие. Но я не могу выпускать отдельно специалиста по потребительским кредитам или специалиста по кредитованию юридических лиц – это будут очень узкие образовательные программы. А профстандарты такие есть, и это обосновано.
Если бы был профессиональный стандарт «Специалист в области банковского дела» – не по видам кредитов, а общий – мы бы и банковскую программу аккредитовали. Я знаю, что такой общий профстандарт разрабатывается. Вообще я слышал, что разрабатывается целая группа общих профстандартов. Когда они появятся, можно будет проводить профессионально-общественную аккредитацию гораздо проще.
– В декабре для проведения заключительной проверки к вам в университет приезжали эксперты ПОА. Как прошел визит?
– Прошел прекрасно: эксперты приехали профессиональные, доброжелательные, но требовательные – и это очень важно. Не было панибратства, но в то же время не было стремления придраться или показать свое превосходство. Прекрасно сработал и Фонд развития квалификаций и компетенций: всё было чётко, по графику.
Эксперты подсказали много интересного и полезного, в том числе жизненного, исходя из своего опыта. Сейчас мы внедряем многое из их рекомендаций. Поэтому я очень доволен и процедурой, и советами экспертов, и тем, что в процессе подготовки мы сами кое-где «подобрали хвосты».
– Максим Сергеевич, что бы Вы посоветовали коллегам, которые только готовятся к прохождению процедуры ПОА?
– Во-первых, изучить профстандарты в той сфере деятельности, на которую они ориентируют своих студентов. Это, на самом деле, самая сложная часть. Огромная часть вузовских преподавателей не имеет понятия не только о том, что написано в профессиональных стандартах, но даже о том, что эти стандарты есть. Чем раньше заведующие выпускающих кафедр заглянут в профстандарты и разберутся в них, тем раньше они начнут корректировать свои учебные планы. Это первое и главное.
Кроме того, важно направить ведущих специалистов для обучения процедуре профессионально-общественной аккредитации. Это важно и для составления максимально приближенных к профстандартам образовательных программ, и создаст пул экспертов, способных принять участие в данной процедуре при оценке работы в других образовательных учреждениях.
К тому же, как эксперт Рособрнадзора и Росаккредагенства могу предположить, что не смотря на добровольность прохождения ПОА (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ) можно ожидать что в скором времени государственная аккредитация без профессионально-общественной вообще не будет проходить.
– А как в Великобритании?
– Там в этом плане проще: мало закончить вуз, ещё нужно сдать профессиональный экзамен и получить сертификат от профессионального сообщества. То есть человек может окончить университет, но допуск в профсообщество не получить.
У нас итоговый экзамен обычно принимает вуз, а работодатели присутствуют в качестве почетных гостей. А у них в качестве гостей – представители вуза.
– И мы к этому стремимся?
– Очень надеюсь, что да. Сейчас в наших дипломах указаны специальность и квалификация. Но квалификацию – степень допуска к профессиональной работе – должен определять работодатель.
До революции ведь так и было. Вуз отмечал лишь факт получения образования, но не квалификационную степень. Но потом и вузы, и заводы стали государственными. Поэтому единый владелец (государство) стал давать и образование, и квалификации. На сегодняшний день и вузы, и предприятия от государства откреплены. Почему же тогда вуз указывает квалификацию? Это должен делать работодатель.
В то же время надо понимать, что для такой реформы требуется интенсивная работа всех Советов по профессиональным квалификациям и создание центров оценки квалификации во всех отраслях по всей России. Но пока наиболее активен финансовый рынок и металлурги. И если мы отменим квалификацию в дипломах сейчас – что будет со студентами? Какой отдел кадров их примет?
Так что далеко не всё зависит от решений государства. Работодатели должны сделать шаг со своей стороны: создать центры оценки квалификаций и наладить их деятельность.
– Вовлеченность работодателей в систему независимой оценки квалификаций действительно пока невысокая.
– Вовлеченность минимальная и проявляется буквально в нескольких отраслях. Вот когда будет развита сеть ЦОК во всех сферах экономики, тогда и будем ждать открепления государства от оценки квалификаций в дипломе.
И это будет революция.
В этом году мы празднуем 100 лет Великого Октября. Поверьте, это будет такая же революция в нашем образовании, как Октябрьская – в социальной жизни. Это будет коренное изменение системы образования. Но изменение правильное.